08.11.2024
Итоговое сочинение. В помощь школьнику

Итоговое сочинение-2024. Познание человеком самого себя

Что лучше: идти по проторённому пути — или мучительно познавать самого себя? Темы, о чём можно порассуждать, варианты аргументов из литературы и кино, эпиграфы, шаблоны, пример "идеального" сочинения

Итоговое сочинение-2024. Познание человеком самого себя/ книжные иллюстрации Игоря Олейникова
Итоговое сочинение-2024. Познание человеком самого себя/ книжные иллюстрации Игоря Олейникова

Текст: Ольга Лапенкова

Найти себя, «нащупать» собственный путь — для современного человека это важнейшая ценность. Но так было не всегда. На протяжении тысячелетий люди с детства знали, кем станут, и даже не предполагали, что свою судьбу можно выбирать. Но что лучше: идти по проторённому пути — или мучительно познавать самого себя?

Как показывает практика, подготовка к итоговому сочинению сопровождается у школьников целым спектром переживаний. Какая-то часть будущих выпускников относится к декабрьскому испытанию как к чему-то неподъёмному, бесконечно читает, конспектирует, дрожит и трепещет. А другая часть ученической общественности полагает, что всё это ерунда и банальная формальность, так что к итоговому сочинению можно не готовиться вообще.

Оба подхода, разумеется, чрезмерно радикальны. Лишать себя сна и отдыха ради подготовки к 4 декабря, пожалуй, не стоит. По крайней мере — если вы являетесь носителем русского языка и на протяжении 11 лет хоть что-то да учили. И всё-таки в октябре-ноябре желательно собрать банк аргументов (наши статьи в помощь), а ещё — ознакомиться с критериями оценки. И вот как они звучат:

  • •«Соответствие теме»;

  • •«Аргументация. Привлечение литературного материала»;

  • •«Композиция и логика рассуждения»;

  • •«Качество письменной речи»;

  • •«Грамотность».

С системой оценки всё просто: прошёл хотя бы по трём критериям из пяти — получаешь «зачёт». Оценки за работы соответствуют школьным: есть колы и двойки (явление исчезающе редкое), а есть тройки, четвёрки и пятёрки.

Впрочем, имеется одна тонкость. Для зачёта нужно обязательно «выбить» баллы по первому и второму критериям. Если проверяющие решат, что в работе нет ответа на поставленный вопрос (например, вас спрашивали про любимую книгу, а вы написали рецепт торта «Наполеон») или что главная мысль никак не доказана (начали рассуждениями про про несчастную любовь, а закончили фанатскими теориями по «Звёздным войнам»), то автора данного опуса отправят на пересдачу.

Но первый и второй критерий — это пока что только «двойка», нужно взять ещё один балл. На практике проблем это не вызывает:

  • •незачёт по критерию «Композиция и логика рассуждения» ставится, только если «грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного»;

  • •незачёт по критерию «Качество письменной речи» — если «низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения»;

  • •незачёт по критерию «Грамотность» — «при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных».

Иными словами, главный герой шукшинского «Раскаса», который именно так написал слово «Рассказ», на итоговом сочинении три балла — по первым трём критериям — получил бы. А вот генерал Суворов, который составлял послания так, чтобы смысл был понятен только адресату, — нет. (Посудите сами, вот одно из суворовских писем: «Их самих оружием побеждать. Зависть? Да! 50 лет в службе, 35 лет в непрестанном употреблении. Ныне рак на мели. Что ж? Разве абшид, коли питать клевретов. Старшинство. Ему это незнакомо».)

Помимо критериев, одиннадцатикласнику будет полезно узнать и приблизительные темы, а также прикинуть, какие произведения можно использовать в качестве аргументов. Приступим.

Примерные формулировки тем

Итоговое сочинение было введено в России в 2014 году. Поначалу составители придумывали для каждого нового поколения выпускников по пять направлений (например, «Мечта и реальность» или «Он и она»), внутри которых могли быть запрятаны темы на любой вкус. Но в какой-то момент реформаторы решили, что тем накопилось уже достаточно — около двух тысяч. Эти две тысячи более или менее равномерно разделили на одиннадцать категорий, одна из которых, как вы уже поняли, называется «Познание человеком самого себя». И если порыться в «банке тем», то окажется, что на протяжении нескольких лет ребятам попадались, такие:

  • •«Когда кончается детство?»
  • •«Каким может быть путь к познанию самого себя?»

  • •«Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?»

  • •«Какие качества раскрывает в человеке любовь?»

  • •«В чём проявляется любовь к жизни?»

  • •«Что важно победить в самом себе?»

  • •«Что значит „учиться на горьком опыте“»?

О чём можно порассуждать

Познание самого себя — тема, с одной стороны, старая как мир, а с другой, вызвавшая массовый интерес не так уж давно. Если «копать» в далёкую историю, то в ней мы обнаружим, например, древнегреческого философа Сократа (V в. до н. э.), который утверждал, что постижение себя возможно через диалог и беседу с другими людьми, и христианского мыслителя Августина Блаженного (IV – V вв. н. э.), говорившего о необходимости самопознания через веру и любовь к Богу. Но если вспомнить, каким было соотношение грамотных и неграмотных людей, беспечной элиты и простых тружеников, то окажется, что этой проблемой было озабочено не так уж много людей. Неудивительно, что рабу, жившему где-нибудь в Месопотамии или Древнем Риме, подобные вопросы были и неинтересны, и банально непонятны.

Но даже представители высшего общества нечасто вели речь о том, что у молодого человека (или — тем более — девушки) есть какая-то там свобода выбора. Золотая молодёжь, в большинстве своём, не выбирала, чему учиться, где служить, на ком жениться. Будь всё иначе, история Ромео и Джульетты сложилась бы совершенно по-другому.

Так когда же поиск себя стал восприниматься не как блажь, а как, наоборот, неотъемлемый жизненный процесс, не пройдя который человек чувствует себя несчастным? Пожалуй, по глобальным меркам — не так давно: в XVIII –XIX вв., то есть лет двести назад. Это отражено в первом европейском романе воспитания — произведении Иоганна Волльфганга фон Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1796). Главный герой романа, выходец из семьи торговца-бюргера — среды обеспеченной, но не слишком привилегированной, — решил посвятить себя творчеству и, сбежав из дома, примкнул к труппе бродячего театра. (Правда, в даном решении Мейстер разочаровался, но это отдельная история.) Встретив на пути самопознания уйму препятствий, центральный персонаж однажды сказал: «Не знаю, как в других странах, но в Германии только дворянину доступно некое всестороннее, я бы сказал, всецело личное развитие. Бюргер... может в лучшем случае образовать свой ум; но личность свою он утрачивает, как бы он ни ухищрялся». Обратите внимание: «всего лишь» двести лет назад самопознание всё ещё было привилегией дворян, что уж говорить о простолюдинах.

К счастью, социальный прогресс прямо-таки рванул вперёд, и теперь (по крайней мере в развитых странах) ребёнок из любой, а не только богатой и знатной, семьи может самостоятельно выбирать дополнительные занятия, хобби, колледж или институт, профессию — а также друзей и спутника жизни. Но стоит ли удивляться, что с таким историческим бэкграундом человечество до сих пор не сумело разобраться с самим собой?

Варианты аргументов из литературы

Хрестоматийный пример человека, который всю жизнь полагал, что знает своё предназначение, а потом резко передумал, — главный герой пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня». (1896). Небогатый, по дворянским меркам, Иван Петрович Войницкий долгие годы управлял имением профессора Серебрякова. Профессор был мужем покойной сестры Войницкого; похоронив супругу, тот встретил другую возлюбленную. Новая жена, Елена Андреевна, поначалу преклонялась перед талантом профессора — как и все окружающие. Сам дядя Ваня, а также его мама и племянница упорно трудились, чтобы Серебряков мог заниматься научной деятельностью. Однако через много лет семья разочаровалась в своём кумире. Поняв, что пожертвовал собственным счастьем ради карьеры другого человека, к тому же не слишком выдающегося, Войницкий восклицает: «Пропала жизнь! Я талантлив, умён, смел... Если бы я жил нормально, то из меня мог бы выйти Шопенгауэр, Достоевский... Я зарапортовался! Я с ума схожу...» Насчёт Достоевского он, пожалуй, преувеличивает, но в целом мысль верная: если так и не узнать самого себя, пожертвовать всеми своими силами и временем ради другого человека, потом может быть мучительно больно. Помогать родным — хорошо, но нужно знать меру.

Ещё один герой, который достиг зрелого возраста и преодолел немало испытаний, но всё равно не смог себя найти, — центральный персонаж романа Жан-Поля Сартра «Тошнота» (1938) Антуан Рокантен. Когда-то он был молод, красив и бесстрашен, а ещё — феноменально богат. Он жил с возлюбленной по имени Анни, которую порой представлял своей супругой и матерью двух сыновей. Однако Рокантен чувствовал, что семейная жизнь не принесёт счастья ни Анни, ни ему. Возлюбленные расстались, и теперь изрядно победневший, но всё ещё способный жить на проценты с прежних накоплений Антуан посвящает всё свободное время работе над историческим трудом. Проницательный читатель уже догадывается, что и это благородное занятие не станет для него отдушиной.

В отличие от вышеперечисленных персонажей, центральный герой автобиографического романа Жан-Доминика Боби «Скафандр и бабочка» (1997) всегда вёл насыщенную жизнь. Он нашёл себя ещё в молодости, став журналистом, редактором модного журнала Elle. Завсегдатай светских тусовок, Боби умудрялся совмещать это амплуа с ролью заботливого мужа и отца. Однако в 44 года Жан-Доминик переживает инсульт, который приковывает его к постели. Его тело, словно безжизненный скафандр, отказывается реагировать на раздражители. Общаться с окружающими Боби может только при помощи левого глаза: собеседники проговаривают алфавит, а мужчина подмигивает, когда слышит нужную букву. Невероятно, но даже в такой ситуации Боби не опускает руки — и даже умудряется написать книгу! Его душа-бабочка рвётся ввысь, несмотря ни на что. Например, своё утро Боби описывает так: «Скафандр становится менее гнетущим, и разум теперь может порхать как бабочка. Столько всего предстоит сделать. Можно воспарить в пространстве или во времени, отправиться на Огненную Землю или ко двору царя Мидаса. Можно нанести визит любимой женщине, проскользнуть к ней и погладить её ещё сонное лицо. Можно строить воздушные замки, добывать Золотое руно, открывать Атлантиду, воплощать свои детские мечты и взрослые сны...»

Кстати, в 2007 г. книга была экранизирована. За дело взялся режиссёр Джулиан Шнабель. Получилось удачно.

Варианты аргументов из кинематографа

Переходим от пессимистичных примеров к более жизнерадостным. Угадайте фильм: мальчишка-неудачник, вечно выставляющий себя на посмешище, нежданно-негаданно оказывается в экстремальной ситуации и узнаёт самого себя с лучшей стороны: оказывается стойким, отважным и предприимчивым? Возможно, вам на ум пришло сразу несколько картин: сюжет распространённый. Но мы имели в виду культовую американскую комедию «Один дома» (1990), в которой восьмилетнего Кевина Маккалистера забывают в опустевшем особняке. Рождественские праздники ему, младшему ребёнку в многодетной семье, впервые предстоит провести в одиночестве. И всё бы ничего, вот только в коттедж намереваются пробраться грабители. И Кевин, неожиданно даже для самого себя, решает разобраться с этой проблемой самостоятельно.

Ещё один обаятельный подростковый фильм — музыкальная комедия «Чарли и шоколадная фабрика» (2005). Владелец самого знаменитого в Англии кондитерского предприятия, Вилли Вонка решает устроить розыгрыш. Он прячет в пяти шоколадных плитках золотой билет, благодаря которому можно попасть на фабрику и попытать удачи в странном соревновании. Чарли, ничем не примечательный парнишка из бедной, но любящей семьи, не верит своим глазам, когда понимает, что один из сюрпризов оказывается у него в руках. А вскоре за доброту и честность он получает награду, о которой не мог даже помыслить. Ведь он всегда считал, что испытания, приключения и чудеса — это уж точно не для него.

Наконец, можно упомянуть «Блондинку в законе» (2001), легкомысленное на первый взгляд кино, которое, впрочем, удостоилось номинации на «Золотой глобус». Главная героиня, юная Эль Вудс, посвящает всё свободное время модным вечеринкам, подружкам, любимой собачке, а также возлюбленному — выходцу из неприлично богатой семьи, мечтающему стать сенатором США. Однако молодой человек бросает её, считая, что Эль слишком поверхностная. Разозлившись и решив любой ценой доказать несостоявшемуся жениху, что он не прав, Эль Вудс решает поступить на юриста. И, успешно сдав экзамены почти на высший балл, «втягивается» в учёбу, постигая себя с совершенно новой, неожиданной стороны.

Варианты эпиграфов

Тема самопознания испокон веков озадачивала и отечественных, и зарубежных поэтов. Вот какие строки — и все как на подбор меланхоличные! — они написали:

  • Дар напрасный, дар случайный,
  • Жизнь, зачем ты мне дана?
  • А. С. Пушкин

  • Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
  • Синь очей утративший во мгле,
  • Эту жизнь прожил я словно кстати,
  • Заодно с другими на земле.
  • С. А. Есенин

  • Я знаю, как поют на эшафоте,
  • Я знаю, как целуют, не любя,
  • Я знаю тех, кто «за» и тех, кто «против»,
  • Я знаю всё, но только не себя.
  • Франсуа Вийон

  • Когда мы раздражаемся и злы,
  • обижены, по сути, мы на то,
  • что внутренние личные узлы
  • снаружи не развяжет нам никто.
  • И. М. Губерман

Все эти цитаты, за исключением последней, — отрывки из более масштабных произведений. При желании вы можете найти оригиналы, выучить их и использовать в качестве полноценных литературных аргументов. Или — не учить стихи целиком, а ограничиться приведёнными строками, надписав их перед сочинением в правом уголке. Или не заморачиваться вообще. Эпиграф — это не обязательно.

Вариант шаблона (с примерным количеством слов)

Чтобы получить заветную пятёрку, строить текст каким-то особенным способом не нужно. Достаточно, как и при работе над любым другим сочинением (кроме «ЕГЭшного»), разделить свой труд на три-четыре части. Мы рекомендуем придерживаться следующего шаблона:

  • •введение (60 –80 слов) — краткое объяснение, как вы понимаете суть вопроса, и не менее краткий ответ на него;

  • •первый абзац основной части (100 –150 слов) — название и авторство первого примера-иллюстрации (обязательно литературного), пересказ одного или нескольких важных эпизодов — и вывод, соответствующий основной мысли;

  • •второй абзац основной части (100 –150 слов) — название и авторство второго примера (уже не обязательно из литературы), ещё один мини-пересказ, вывод;

  • •заключение (40 –60 слов) — подтверждение или опровержение озвученного во введении тезиса.

Старайтесь соблюдать золотую середину: не пишите слишком обтекаемо, но и не блуждайте в философских джунглях; не отказывайтесь от конкретики (называйте героев по именам и фамилиям, не забывайте упомянуть важные для сюжета города, даты и прочие подробности), но и не «заваливайте» проверяющих ненужной информацией, пытаясь продемонстрировать свою эрудицию. И всё будет хорошо!

Для большей наглядности мы подготовили для вас пример сочинения по направлению «Познание человеком самого себя».