САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Итоговое сочинение-2023. Направление «Познание человеком самого себя»

Всегда ли легко понять самого себя? Как найти призвание, «разбудить» свои скрытые таланты? И как написать об этом на итоговом сочинении в декабре 2023 года?

Итоговое сочинение-2023. Направление «Познание человеком самого себя». Примеры, эпиграфы / Кристиан Шлое/vk.com
Итоговое сочинение-2023. Направление «Познание человеком самого себя». Примеры, эпиграфы / Кристиан Шлое/vk.com

Текст: Ольга Лапенкова

6 декабря 2023 года одиннадцатиклассникам предстоит сдать свою первую выпускную работу, а именно — итоговое сочинение. Этот текст служит своего рода пропуском на ЕГЭ. Оценивается он по привычной, можно сказать — старомодной, системе: за него ставят от одного до пяти баллов. Если подросток «выбивает» один или два балла, то работу ему придётся пересдать, а вот заслуженные три балла из пяти — это уже зачёт.

Чтобы школьнику было легче готовиться к итоговому сочинению, ФИПИ озвучил три тематических блока, которые стопроцентно попадутся в декабре:

  • • «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;
  • • «Семья, общество, Отечество в жизни человека»;
  • • «Природа и культура в жизни человека».

Каждый блок содержит ещё несколько направлений. В первом блоке, например, есть направление «Познание человеком самого себя», которое мы сегодня и будем разбирать. Единственное, что не публикуется заранее, — это темы. Но и их при желании можно «достроить», если хорошенько покопаться в интернете и насобирать вопросы, которые задавались выпускникам предыдущих лет.

Задача школьника, который выбирает для подготовки направление «Познание человеком самого себя», упрощается за счёт того, что оно фигурировало на итоговом сочинении-2022. Мы уже публиковали материал — скорее, впрочем, философского свойства, — где приводились рассуждения по этому любопытному и всегда актуальному вопросу. А в данной статье вы найдёте практические советы: перечень возможных тем, варианты эпиграфов, шаблон, пример «пятёрочного»сочинения.

Возможные темы итогового сочинения

В прошлом году мы приводили список вероятных тем по направлению «Познание человеком самого себя», но перечень, который у нас получился, нельзя назвать исчерпывающим. Всё-таки за долгие голы составители успели придумать тысячи (и это не преувеличение!) вопросов для одиннадцатиклассников. Вот ещё варианты тем для итогового сочинения-2023:

  • • Что значит быть самим собой?
  • • Трудно ли всегда оставаться самим собой?
  • • Каким Вы видите своё место в жизни страны?
  • • Чувствуете ли Вы себя частью своего поколения?
  • • Можно ли требовать от других того, на что не способен сам?

Варианты эпиграфов для итогового сочинения

Неплохой способ произвести впечатление на педагога, который будет проверять работу, — дополнить сочинение эпиграфом. Именно так называется меткая цитата, которую пишут на правой половине листа сразу после выбранной темы. Возможно, вам понравятся вот эти высказывания:

  • • «Лишь находясь в ладу с тем, что внутри себя, можно справиться со сложными ситуациями». Хорхе Букай
  • • «Я ухожу в себя и открываю целый мир». Иоганн Вольфганг фон Гёте
  • • «Смотри без суеты
  • вперёд. Назад
  • без ужаса смотри.
  • Будь прям и горд,
  • раздроблен изнутри,
  • на ощупь твёрд».
  • И. А. Бродский

Композиция итогового сочинения

С начальной школы мы привыкаем к тому, что сочинение должно состоять из введения, основной части и заключения, и композиция «итоговой» работы не является исключением. Однако не стоит забывать, что основная часть должна состоять из двух абзацев, то есть всего их получится четыре. И повторять ключевую мысль нужно почаще. То есть шаблон работы выглядит так:

  • 1 абзац. Введение. Небольшое размышление на заданную тему + тезис, т. е. основная мысль, которую нужно будет доказать на примерах из художественной литературы.

  • 2 абзац. Первый абзац основной части. Имя автора № 1, название произведения № 1, краткий пересказ ключевого эпизода либо всего произведения, вывод (повтор тезиса другими словами).

  • 3 абзац. Второй абзац основной части. Имя автора № 2, название произведения № 2, краткий пересказ ключевого эпизода или всего произведения, вывод (повтор тезиса другими словами).

  • 4 абзац. Заключение. Развёрнутый (2 – 4 предложения) повтор тезиса.

Чтобы будущему выпускнику было легче разобраться, что к чему, приведём пример отличного сочинения, где тезис выделен жирным шрифтом.

Пример итогового сочинения по направлению «Познание человеком самого себя»

Можно ли требовать от других того, на что не способен сам?

Познать, понять и принять самого себя — нелёгкая задача. Миллионы людей долгие годы и не подозревают, что у них есть какие-то способности и даже таланты. Многие только в зрелом возрасте осознают, чему они хотели бы посвятить всю жизнь. А бывает и наоборот: человек уверен, что достиг высшей степени мастерства в какой-то сфере, — и не хочет признавать, что на самом деле он многое упускает. Словом, никто из нас не совершенен, поэтому нельзя ждать ни от самих себя, ни от окружающих нас людей только правильных слов и верных решений. Именно поэтому ни в коем случае нельзя требовать от других людей того, на что ты не способен сам.

Вспомним Александра Андреевича Чацкого, главного героя комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Получив образование, молодой человек возвращается в Москву, в дом Павла Афанасьевича Фамусова, «управляющего в казённом месте». У высокопоставленного чиновника, как и у большинства его близких знакомых, есть существенные недостатки. Главные пороки московского светского общества, где снова оказывается Чацкий, — невежество и лицемерие. Молодой человек возмущён, он хочет немедленно «исправить» окружающих, в первую очередь дочь Фамусова — Софью. Однако главный герой даже не пытается понять старых и новых знакомых, выслушать их. Вместо этого он только провоцирует конфликты, из-за чего вскоре все начинают считать его сумасшедшим. А всё потому, что вспыльчивый, импульсивный Чацкий не понимает: нельзя требовать от других такой отзывчивости и осознанности, на которую не всегда способен и сам.

Схожим образом ведёт себя купец Ермолай Алексеевич Лопахин, один из персонажей комедии А. П. Чехова «Вишнёвый сад». В начале произведения он старается помочь Любови Адреевне Раневской сохранить поместье. Купец советует: «Если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода». Раневская отказывается прислушиваться к его советам, и Лопахина это раздражает. Он требует от Любови Андреевны спокойствия и рассудительности. Но когда вишнёвый сад выставляют на торги и Ермолай Алексеевич его приобретает, он и сам не может сдержать эмоции. После аукциона восторженный Лопахин устраивает безобразную сцену в поместье, причиняя боль Раневской и Варе. Персонаж, ждавший от окружающих сдержанности и благоразумия, оказывается сам не способен проявить эти качества в ответственный момент.

Итак, никто из нас не идеален. Желание видеть себя и других безукоризненными, всегда сдержанными, спокойными, разумными может сыграть злую шутку. Мы — не предсказуемые механизмы, а обыкновенные люди со своими характерами, эмоциями и переживаниями, поэтому нельзя ждать от других того, на что не способен ты сам.