САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Зачем и кому это нужно. Александр Вертинский

21 марта — не только День поэзии, но и день рождения Александра Вертинского

Текст: Михаил Визель/ГодЛитературы.РФ

Фото: Мемориальная доска в Москве на доме по адресу Тверская, 12, с сайта ipola.ru

Наверно, сам Александр Николаевич Вертинский, не чуждый (особенно в молодости) расхожей мистики своего времени, воспринял бы как само собой разумеющееся, что день его рождения — 21 марта по европейскому календарю - через 110 лет после его рождения (1889) будет объявлен Днем поэзии. Но для нас сейчас само причисление Вертинского — артиста, киноактера, «иконы стиля» (как сказали бы мы сейчас) - к сонму поэтов нуждается в разъяснениях.

Конечно, на фоне его великих современников и почти что сверстников - Мандельштама, Пастернака, Ахматовой, - его поэтический дар так же скромен и ограничен, как скромны и ограничены его вокальные данные на фоне Шаляпина и Собинова. Но так же неповторим и мгновенно узнаваем. Много лет спустя, когда песни Вертинского прочно вошли в репертуар Бориса Гребенщикова (признан в РФ иноагентом), роботы (программные и человеческие) в поисковых интернет-системах и онлайновых магазинах уверенно начали приписывать тексты Вертинского Гребенщикову, — а живые люди так же уверенно способны отличить их по двум строкам.

То, что Вертинского, главного русского кабаретного шансонье, подхватили не только декаденствующие стилизаторы, но в первую очередь Гребенщиков, главный русский рок-бард (а уже за ним - и другие рок-барды) — не случайно. И дело не только в том, какой пугающей актуальностью налились в 1980-е годы, когда началась война в Афганистане, строки 1917 года о похоронах юнкеров, погибших при водворении советской власти в Москве. А в том, что Вертинский первым показал: как бы эстрадная, песенная, как бы не совсем поэзия — может и должна быть настоящим искусством.

Букмекеры уже много лет регулярно включают в список возможных кандидатов на получение Нобелевской премии по литературе Боба Дилана. Объясняется этот упорный слух, на котором наживаются букмекеры, просто: именно Боб Дилан (а не, скажем, его невольный «крестный отец» Дилан Томас) вернул к сочинению и исполнению вслух своих стихов - занятию, ставшим в англоязычном мире к началу 1960-х годов занятием маргинальным, - десятки тысяч мальчиков (и девочек) по всему миру. На «одной шестой части суши» Боб Дилан долго оставлялся малоизвестен, и в силу языковых трудностей, и в силу железного занавеса. Но у нас и без того было кому приохотить интеллигентных мальчиков петь свои стихи: это родившийся за полвека до Дилана в Киеве Александр Николаевич Вертинский.

Александр Вертинский на "Яндекс.Музыке"