САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

«Чего добился гениальным ты романом?» Книга фанфиков

«Фанфикшн» как дань восхищения классикам и опыт соавторства с ними

Текст: Елизавета Тимошенко

Фото: www.cultora.it

Интернет-литература (или сетература) - одно из интереснейших социальных явлений нашего времени. Что это - фольклор, графомания или закономерная попытка рядового читателя стать писателем? Как бы там ни было, сетература вовлекает огромное количество непрофессиональных авторов: в этом легко убедиться, обратившись к двум крупнейшим серверам прозы и поэзии - «Проза.ру» и «Стихи.ру». На данный момент на сайте «Проза.ру» зарегистрировано 218 302 автора, опубликовавших 4 976 579 текстов, а на сайте «Стихи.ру» - 627 787 автора и 28 982 105 стихотворений (вдумайтесь - двадцать восемь миллионов!). Для них даже существуют специальные литературные премии - «Народный поэт» и «Народный писатель», - а церемонии их вручения собирают огромные залы, как концерты поп-звезды.

Сетература, естественно, неоднородна. Для кого-то подобные площадки оказываются стартовыми для взлета в «большую» литературу. Но речь сейчас не о них, а о других - тех, кто на статус нового Льва Толстого и не претендует. А предпочитает уже существующего.

Мы говорим об одном из самых необычных направлений в сетературе - фанфикшне. Если совсем просто, то фанфикшн - это создание текстов по мотивам книги или фильма. Или даже компьютерной игры. Художественный уровень таких текстов, как правило, оставляет желать лучшего, а их авторов называют «наивными читателями». Но в этом наивном творчестве есть своя прелесть, да и авторы «фанфиков» не страдают высокомерием. Как правило, фанатские тексты создаются по мотивам какого-либо произведения массовой культуры: огромный корпус таких произведений окружает «Гарри Поттера», «Властелина Колец» и т. п.

Однако существуют и фанфики, написанные по мотивам мировой, в частности, русской классики - по «Евгению Онегину» и «Дубровскому» Пушкина, «Герою нашего времени» Лермонтова, «Преступлению и наказанию» Достоевского, романам Толстого «Война и мир» и «Анна Каренина», роману Булгакова «Мастер и Маргарита» и т.д. Перед нами своеобразный читательский бунт против устоявшихся трактовок. Но это отнюдь не значит, что авторы фанатских текстов не уважают ее создателей. Фанфики часто предваряются такими предисловиями: «Я в восторге от творчества Льва Николаевича. Своими эпосами его честь я запятнать никак не пытаюсь», «Да простит меня Лев Николаевич за это... Получилось немного бредово, немного бессмысленно и надеюсь хоть капельку интересно», «Достоевский, наверно, в гробу переворачивается, но, надеюсь, он простит меня», «Мастер Булгаков навсегда останется одним из моих самых горячо любимых авторов».

 Один из основных принципов создания фанфика - это прописывание «опущенных сцен», то есть событий, которых в произведении нет, но они могли бы быть. Читатели-фанаты пишут о том, как строилась семейная жизнь Николая Ростова и княжны Марьи, о чем не написал в своем журнале Печорин, как сложились бы отношения Раскольникова и Сонечки, если бы…, и т. д. Написание фанфика позволяет обычному читателю глубже прочувствовать события книги, вжиться в героев, интерпретировать их поступки по-своему. Эмоции героев фанатского текста нередко накалены до предела - эту особенность исследователи терминологически обозначают «эмоциональной интенсификацией» и объясняют ее тем, что читатель, создавая свой текст, хочет пережить вместе с героями наиболее яркие и болезненные моменты, описать их переживания более подробно, чем это сделал автор-классик.

Вот отрывок из фанфика под названием «Она всегда будет гореть», который представляет собой читательскую зарисовку об отношениях Наташи Ростовой и Анатоля Курагина.

POV Анатоля

(POV, Point of view - точка зрения. - Прим. автора.)

Она так прекрасна в своей невинности, в своем неведении. Ее робкие движения хрупких белоснежных плеч, трепет длинных ресниц, бросающих тени на румяные щеки. Мне так хочется прикоснуться к ним, поцеловать ее лебединую шею, слушая ее сбивчивое дыхание. Чувствовать биение ее сердца, шелк ее прекрасного платья. Мне хочется смотреть в ее большие карие глаза, видеть в них смущение и одновременно темный огонь страсти. Прикасаться к ее коже, воспламенять ее, разгонять кровь по венам и артериям. Господь, ты свидетель, что никого я так не желал, как ее. Она цветок. Прекрасная душистая роза, которую мне отчаянно хочется сорвать и приколоть к своей груди. (…) Нет, я играю по-другому. Я зажигаю, а не горю. И я заставлю ее глаза гореть, ее сердце биться о ребра грудной клетки, заставлю эту дикую розу убрать свои шипы и преклониться предо мной. Да, Она будет моей.

POV Наташи

Я никогда не думала, что может быть так. (… )Когда я закрываю глаза, я вижу его насмешливую улыбку и опасный блеск его черных глаз. И мне совсем не страшно. И именно это пугает, от этого кружится голова и до одури бьется сердце. От его взглядов моя кожа горит и, кажется, что весь холод мира не погасит это пламя. (ficbook.net/readfic/1827882)

Фанатские тексты по классическим произведениям нередко пишутся в стихах: это небольшие стихотворные зарисовки какого-либо эпизода книги, изложенные от лица того или иного персонажа. Что произойдет, если мы покажем события скандального романа Набокова с позиции Лолиты? Как описала бы свой полет Маргарита? А что, если мы взглянем на конфликт глазами Свидригайлова? Что чувствовала Татьяна, когда объяснялась с Онегиным?

Авторы фанфиков любят переписывать ключевые моменты классического произведения. Что было бы, если бы князь Андрей и Наташа объяснились сразу же после несостоявшегося побега Наташи с Анатолем? Что, если не Грушницкого, а Печорина ранят на дуэли, и спасать его от смерти будет княжна Мэри?

Заметная часть фанатских текстов рисует картины будущего, которое ожидает персонажей русской классики. Авторы фанфиков предлагают множество вариантов развития событий. Раскольников, вернувшись с каторги, счастья и покоя так и не обрел - прошлое терзает его, - и Сонечка уходит от него, напуганная постоянными приступами агрессии. Печорин осознает, как ему дорога Мэри. Дубровский успевает добраться до церкви, в которой венчают Машу, и спасает ее. Онегин застрелился, не пережив отказа Татьяны…

Нельзя умолчать и о том, что одной из популярнейших тем в фанфикшне являются нетрадиционные сексуальные отношения героев. Читатели (нередко в шутку, а порой и всерьез) пытаются интерпретировать отношения героев русской классики в этом русле. Согласно таким трактовкам, Анатоль Курагин - персонаж с как раз такой ориентацией, и как раз поэтому, «для маскировки», столь демонстративно похищает Наташу. Раскольникова и Разумихина связывает не только дружба, а дуэль Онегина и Ленского происходит вовсе не из-за женщины. Впрочем, это уже не столько фанфикшн, сколько пародия, не всегда хорошего вкуса.

Но и без известной темы персонажи классических произведений волей авторов фанфиков нередко попадают в комические ситуации. В фанфике «Классика. Рай» герои русской литературы после смерти встречаются в раю, откуда их пытается выгнать ангел, который уже устал принимать персонажей, умирающих раньше времени:

«— Александр Андреич Чацкий, какими судьбами? Почему так рано к нам пожаловали?

- Это неслыханная дерзость! Меня сбили мои же лошади, когда я требовал карету! (…)

Ангел не успел договорить, как посреди толпы оказался еще один молодой человек. У него были длинные волнистые черные волосы и кровавая рана на рубашке. Базаров посмотрел сквозь эту дырочку в Владимире Ленском (а это был именно он) и произнес: «Экая оказия с вами приключилась…»

- Я ее любил, а она, а она!.. - Ленский разрыдался. Евгений хлопнул несчастного поэта по плечу и выдал:

- Не печалься, голубчик, у тебя хоть смысл жизни верным был, а я только сейчас понял, что я дурак… давай я тебе спиртика медицинского налью… и себе налью… всем налью…

Внезапно врата рая открылись и оттуда вывалился, именно вывалился, князь Андрей. Похоже, что его за старый дуб и философию выгнали ангелы».

(ficbook.net/readfic/1498624)

Среди фанатских текстов встречаются и обычные стихотворения, посвященные какому-либо герою классической литературы: например, письмо Онегину от неизвестной девушки, обращение к Мастеру, обличение Раскольникова.

Чего добился гениальным ты романом?

Что дал тебе неоспоримый твой талант?

Ведь в доме скорби дни твои проходят даром.

Ты болен, Мастер! Оглянись скорей назад!

(ficbook.net/readfic/187379)

Я к вам пишу, мой друг Онегин,

Хочу о чувствах рассказать,

В себе держать я их не стану

Мне есть, что вам повествовать

ficbook.net/readfic/2650612)

Но что ж не рад ты? Что ж не торжествуешь?

Своим поступком ты три жизни погубил.

И отчего, скажи, ты так горюешь?

Ты ведь хотел. Хотел убить и доказать,

Что человек ты, а не тварь, как все.

Но почему ж так тяжело дышать,

И слышишь голоса ты в тишине?

(ficbook.net/readfic/3021120)

Литературный уровень фанфиков, как мы видим, разный. Направленность - тем более. Так что если у вас возникло желание вступить в соавторство с классиками, смело заходите на сайты www.fanfics.me или ficbook.net и подобные им - и пишите, пишите, пишите свои варианты классических сюжетов. Классики от этого не пострадают.

Еще 20 лет назад Умберто Эко на своих публичных лекциях объяснял: «Вы читаете "Войну и мир" и мечтаете только об одном: чтобы Наташа отвергла этого дурака Анатоля и вышла за князя Андрея и чтобы он не умер и они жили долго и счастливо. Переписывайте эту историю за компьютером сколько вам угодно. Создавайте бесчисленное множество собственных "Войн и миров". Пусть Пьер Безухов убьет Наполеона или пусть Наполеон победит Кутузова. Но в этой книге нам делать нечего. Увы, нам придется принять закон Локка: признайте неотвратимость судьбы.

Гипертекстуальный роман дает нам свободу и творчество, и будем надеяться, что эти уроки творчества займут место в школе будущего. Но написанный роман "Война и мир" подводит нас не к бесконечным возможностям свободы, а к суровому закону неминуемости. Чтобы быть свободными, мы должны пройти урок жизни и смерти, и только одни книги способны передать нам это знание».