САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Слушатель становится читателем»

Основатель казанского издательства-проекта «Ил-music» Кирилл Маевский — о шорт-листах престижных премий, Деборе Кертис и популярном шариате

Текст и фото: Михаил Визель/ГодЛитературы.РФ

Издательство со странным названием «Ил-music» появилось несколько лет назад в Казани. И сразу привлекло к себе внимание попаданием книг, издаваемых микроскопическими тиражами по модному ныне принципу DIY (Do It Yourself - «Сделай сам», или, вернее будет перевести, «Возьми да сделай!») в шорт-листы литературных премий, а также в топы продаж независимых книжных магазинов по всей стране. За проектом стоят два человека - Евгений Алёхин и Кирилл Маевский. С ним-то ГодЛитературы.РФ и встретился на состоявшемся в Москве форуме независимых издателей.

Итак: кто вы, что вы?

Кирилл Маевский: Кирилл Маевский, издательство «Ил-music», книжный магазин «Смена», город Казань, Центр современной культуры «Смена», где я работаю арт-директором. Издательство появилось, вернее, выросло из музыкального лейбла, поэтому в названии фигурирует слово «music». У лейбла, когда он создавался, была специфика - мы старались все диски делать вручную, такая крафтовая история. Изначально, когда делался лейбл, была идея издавать какую-то поэзию или прозу, но тоже стараться делать вручную: взять старый переплетный аппарат и заниматься этим. У одного из соучастников лейбла, писателя Евгения Алехина, вышла книга в «Эксмо»...

Евгений Алехин - лауреат «Дебюта», верно?

Кирилл Маевский: Да, он лауреат премии «Дебют», но в каком-то специализированном направлении вне основной номинации, по-моему, оно называлось «Голос поколения». И вот у него вышла книга, на тот момент он написал вторую, историю в формате фикшн-мемуаров про нашу группу, про наши туры. Она называется «Камерная музыка». Зная о моем желании сделать книгу, он предложил объединить усилия. Нас все это время окружили друзья-писатели в Петербурге, в Москве, которые не понимали, как печататься. Шубина и Качалкина (ведущие редакторы редакций современной прозы АСТ и «Эксмо» соответственно. - М.В.) их обходили стороной, крупные издательства тоже не особенно их примечали, и, видя опыт своих друзей, которые выпускались в крупных издательствах, им не хотелось во все это попадать. Мы постепенно начали печатать их книги совсем небольшими тиражами - 400–800 экземпляров. Первое время это все продавалось буквально в нескольких книжных магазинах: в магазине «Фаланстер» и в магазине «Все свободны» в Петербурге.

То есть в Москве и в Петербурге.

Кирилл Маевский: Да-да. Сейчас дистрибуционная сеть шире, она охватывает почти все независимые книжные магазины, какое-то время сотрудничали через друзей в «Берроунз» с «Озоном». Возможно, где-то они есть. Я точно помню, что они были в «Библио-Глобусе». Когда в прошлом году на премии «Национальный бестселлер» три наших книги оказались в шорт-листе, магазин заинтересовался и взял их. И мы начали работать с нашими друзьями-писателями, потом это вышло немного на другой уровень, мы занялись переводами, выпустили книгу Деборы Кертис - о группе музыкантов и основателей групп такого направления, как постпанк. Ее муж - Йен Кертис, фронтмен группы Joy Division, покончил жизнь самоубийством.

По этой книге Антон Корбейн снял фильм «Контроль». Сейчас мы тоже готовим несколько переводных книг, при этом слово «music» остается оправданным, потому что мы занимаемся музыкальной литературой так или иначе, и мы продаем книги на наших концертах. По сей день группа «Макулатура», из которой вырос лейбл и издательство, существует, и концерты, надо сказать, наша основная точка продаж. Ни один книжный магазин не приносит столько выручки даже за два-три месяца, сколько приносит нам один концерт. Это та ситуация, когда слушатель становится читателем. У нас была музыкальная современная проза русская, сейчас мы немного переформатируемся, у нас будут новинки из этой серии уже этим летом. Это та же художественная проза русских современных писателей, но в таком карманном формате. Это будут рассказы, малая проза, и она будет проиллюстрирована современными художниками.

Когда вышла первая книга под лейблом «Ил-music»?

Кирилл Маевский: Первая книга под лейблом «Ил-music» вышла в 2012 году. Лейбл появился в 2011, а издательство в 2012.

Вы, кажется, единственное независимое издательство, находящееся не в Москве и не в Петербурге.

Кирилл Маевский: Ну нет, есть же издательство «Кабинетный ученый» в Екатеринбурге.

Да, но это скорее проект, чем издательство.

Кирилл Маевский: Мы тоже скорее проект, который не приносит много денег, это скорее хобби, наш интерес, сопряженный с финансовыми экономическими аспектами. Но при этом издательство - это проект. В Казани живу только я. Евгений в последнее время стал много путешествовать: то он живет полгода в Индии, то в Москве, то в Петербурге. Проект изначально был раскидан по нескольким городам: Казань, Москва, Петербург, Киров - в Кирове у нас жил переводчик.

Но в выходных данных вы указываете «Ил-music», Казань, 2015?

Кирилл Маевский: Да, потому что издательство зарегистрировано мной в Казани, я являюсь директором, и издательством в большей степени занимаюсь я, хотя Женя тоже занимается организационной работой, редактурой, но большая часть работы все же лежит на моих плечах.

У вас нет, очевидно, постоянного штата, но есть некий круг редакторов, корректоров, переводчиков, с которыми вы постоянно работаете?

Кирилл Маевский: Да, это люди из Петербурга, из Москвы, из Кирова, из Казани. Это дизайнеры, корректоры и т. д.

Когда вы издаете переводные книги, ту же Дебору Кертис, у ваших контрагентов не вызывает изумления то, что вы находитесь не в Москве и не в Санкт-Петербурге? Они не спрашивают, кто вы, что вы?

Кирилл Маевский: Ну мы работаем, почти как и все издательства, через литературных агентов, и им на это наплевать, потому что мы авансом платим роялти. Так что им неважно от кого.

У вас есть какая-то издательская политика? Как вы можете ее сформулировать? Вы издаете своих друзей или, наоборот, вашими друзьями становятся те, кто близки вам эстетически?

Кирилл Маевский: Долгое время мы выпускали тех людей, у которых не было книги, но которые, на наш взгляд, были крепкими писателями. Наша основная идея - печатать малоизвестных людей, открывать новые имена, и вроде как это удается, потому что в каждом из последних прошедших «Национальных бестселлеров» было от одной до четырех наших книг.

Собственно, благодаря чему я о вас узнал. И удивился, что независимое издательство из Казани поставляет книги в лонг- и шорт-листы «Нацбеста». Там есть "Редакция Елены Шубиной", «Эксмо», «Лимбус» - и вы!

Кирилл Маевский: После первого появления нашей книги в «Национальном бестселлере» - книги Равшана Саледдина, которую номинировал Михаил Котомин, на следующий год меня поставили в номинаторы, и в этом году я тоже был номинатором.

Вы в этом году номинировали…

Кирилл Маевский: Василия Авченко, он вошел в шорт-лист. Я вчера приехал из Петербурга на форум в Москву.

У вас же в Казани живет Денис Осокин. Вы к нему не «подкатывались»?

Кирилл Маевский: Нет, это тоже не совсем интересный для нас сюжет. Я с уважением отношусь к прозе Дениса, но при этом нам издавать его книгу не очень интересно. У меня вскоре будет сайд-проект казанского издательства с казанскими участниками, и все-таки «Ил-music» - оно формально казанское, оно находится в Казани, но в Казани нахожусь только я, все остальные члены и участники проекта к Казани не имеют никакого отношения, бывают только в гостях. А у меня есть идея сделать такой проект, в некоторой степени краеведческий: хочется сделать несколько книг о пребывании Родченко в Казани, Варвары Степановой. И тогда было бы интересно издать Дениса Осокина, его книгу или рассказ, и сделать какой-то сборник про Казань. У него есть про одну местность в Казани - Сухая река, небольшой поселок, и вот тут могло бы что-то получиться. И, возможно, Денису тоже будет интересно с нами повзаимодействовать. Но мы это еще с ним не обсуждали.

Не могу не вспомнить о том, что Казань - это ворота в неславянскую мусульманскую Россию. Это может стать вашей «фишкой».

Кирилл Маевский: Мы сейчас открываем еще одно направление в «Ил-music», посвященное нон-фикшену, и я занимаюсь книгой Рената Беккина, бывшего главного редактора московского издательства «Марджани». Он исламовед, приглашенный завкафедрой исламоведения в нашем университете. И он по просьбе Ильи Кормильцева написал книгу, такой популярный шариат. Она называется «Шариат для тебя», под этим же названием и выйдет. Она состоит из диалогов учителя со своими учениками, они вопрошают, комментируют, но по большому счету это такой монолог человека, который подробно рассказывает о принципах исламской экономики, мусульманского права, о всех этих приятных для меня на слух словах: «мазхаб», «фикх», «истихсан» и т. д. При этом в ней будет научная составляющая, несмотря на то, что это диалоги, и сноски, понятия - среднестатистический читатель их не знает.

Какие у вас на данный момент максимальные тиражи и кто ваш хит продаж?

Кирилл Маевский: Самый большой тираж - книги Деборы Кертис: 1500 экземплров. Книги Евгения Алехина достигают 3000 со всеми допечатками, а их было три-четыре. Вот это и есть наши хиты.

А какой у вас каталог? Сколько в нем позиций?

Кирилл Маевский: Они постоянно меняются. Были тиражи по 400 экземпляров. Они довольно быстро

уходили. Но в среднем сейчас - книг 12. Осенью мы выпустили с «Фаланстером» книгу Всеволода Емелина «Политшансон». Я думаю, это тоже успешный проект, тираж почти распродан.

Продаются ли ваши книги не в независимых, а в больших сетевых магазинах?

Кирилл Маевский: Доподлинно мне это неизвестно. Я точно знаю, что они продавались в «Библио-Глобусе», они просили выслать, я отправил «Берроунзу», потому что это было значительно проще мне. И я видел наши книжки, причем без ISBN. Я не знаю, это их постоянная практика, или они это делают в виде исключения.

Ну а в сетях дистрибуции вы присутствуете или не ставите себе такой задачи?

Кирилл Маевский: Мы не ставим такой задачи, нас вполне устраивает работа с независимыми книжными магазинами, которые почти все наши друзья, которые говорят на одном с нами языке, которые реагируют на просьбу, скажем, не увеличивать наценку более 50 %. Для нас самое важное - это коммуникация. Не в смысле продажи книг, а через наши книги разговаривать с людьми из разных городов, идеологически близкими.

ГодЛитературы.РФ благодарит Алену Еромолаеву за помощь в подготовке интервью.

Сайт по теме:

Страничка издательства «ВКонтакте»