Текст: Альбина Гимранова
Фото: предоставлены Владимиром Морозовым
Российские издательства, которые выпускают комиксы, можно пересчитать по пальцам руки. Zangavar — один из главных игроков на этой сцене — специализируется на классике комиксов: Муми-тролли, Снупи, Малыш Немо. ГодЛитературы.РФ пообщался с арт-директором Zangavar Владимиром Морозовым и выяснил, из чего складывается комикс, какое сложилось отношение к культуре комиксов в России и почему представление о том, что комикс — жанр вторичный, в корне неверно.
Как вы попали в книжный бизнес и почему начали издавать именно комиксы?
Владимир Морозов: Наше издательство было организовано в 2009 году на базе арт-отдела клуба «16 тонн». Сама собой родилась идея издавать то, что интересно нам самим. Многие вещи хотелось увидеть на русском языке — в частности, классику комиксов, которая никогда не издавалась. Мы решили попробовать себя на этом поприще, заняли эту нишу и довольно успешно существуем.
А какой первый комикс вы прочитали, помните?
Владимир Морозов: Первым, с чем я познакомился, были французские комиксы про Пласида и Мюзо, про Пифа и инспектора Людовико. Они выходили цветными вклейками в журнале «Наука и жизнь». Еще я очень любил старый журнал «Крокодил» конца 50-х - начала 60-х. Ну а в детстве, конечно, те рисованные истории, что выходили в журналах «Мурзилка» и «Веселые картинки», тоже своего рода одна из форм комиксов.
У нас выпускались «Веселые картинки», «Крокодил»… Но исторически никакой культуры комиксов не сложилось. Почему?
Владимир Морозов: Не сложилось, потому что в Советском Cоюзе на протяжении семидесяти лет его существования была принята точка зрения, что комиксы — это такое порождение западной культуры, которое на почве советской литературы и искусства не всходит. И у нас это жанр существовал только в виде бессловесных комиксов Херлуфа Бидструпа, и то лишь потому, что тот придерживался приемлемых левых взглядов.
Основная идея комикса — история, рассказанная изображением. И хотя комикс является универсальным жанром, сродни кино, и к тому же развивающим оба полушария головного мозга, у нас в стране комикс считали чем-то тлетворным, неподходящим для сознания и нравственности человека, живущего на территории СССР. А ведь комиксы — это один из интереснейших жанров, заслуживающий самого пристального внимания.
Ведь не каждая история в картинках является комиксом. Что еще в нем важно?
Владимир Морозов: В этом блюде много ингредиентов: сюжет, герои, иллюстрации. Немаловажную роль играет атмосфера: она помогает продвинуть комикс в массы. А наличие увлекательной атмосферы сильно зависит от авторов.
Вот мы издаем книги про пса Снупи от Peanuts. В этих комиксах нет ничего особенного, они не вызывают гомерический хохот, все нарисовано довольно просто. Но при этом они создают волшебную атмосферу, некий уютный герметичный мир круглоголовых детей. И она вызывает душевную теплоту, добрую улыбку. Причем эта улыбка может быть внутренней. Именно это ощущение и делает его одним из самых популярных мировых комиксов на протяжении последних шестидесяти пяти лет. И хотя в Peanuts неторопливый сюжет, и вроде бы ничего особенного там не происходит, никто никуда не улетает, ничто не взрывается, но при этом этот комикс держит внимание людей. И люди хотят его читать.
Хотя вы преимущественно издаете такую классику комиксов, как Peanuts, недавно выпустили графический роман «Шараз-де» Серджо Топпи. Почему обратились к этому жанру?
Владимир Морозов: Строго говоря, «Шараз-де» - тоже классика. Итальянский художник Серджо Топпи рисовал книгу с 1979 по начало 80-х годов. Это и есть то, что называют графическим романом, в данном случае, сборником графических новелл. То есть это вполне себе классическая штука. В этом году мы открыли свой импринт Zangavar Cobalt - ответвление на базе основной активности издательства. Поскольку мы зарекомендовали себя как издательство вневозрастных комиксов, тех, что интересны и детям, и взрослым, то Zangavar Cobalt задумывалось как отдельное направление для подготовленных, взрослых и искушенных читателей, требующее от них полного погружения в материал.
Еще вы издали необычную сказку про Женю и Милу. Это первый русский автор в вашем арсенале. И это тоже совсем не походит на комикс.
Владимир Морозов: Да, это наш эксперимент. Мы хотели издать идеальную сказку.
Идеальную сказку? А из чего она складывается?
Владимир Морозов: В нашем понимании, идеальная сказка - это сочетание интересного текста, любопытной фабулы, парадоксального юмора в богатой и красочно проиллюстрированной книге. И мы нашли такого автора. Его зовут Дмитрий Гвидонов. Издали сказку, и теперь у нас вышел второй тираж, мы его успешно продаем.
В свое время нас так поразило это произведение, что мы сделали его аудиоверсию. Это почти 4,5 часа записанного спектакля в лучших традициях «театра у микрофона». Всего было записано 17 песен к этому проекту. Роли исполняли Антон Шагин, Тутта Ларсен, Вячеслав Петкун, легендарный диск-жокей Слава Финист. Это был мощнейший проект с огромным количеством людей, с десятками персонажей. И все это мы издали собственными силами. Было непросто, но весело, и того стоило.
Как вы распространяете комиксы? Вы сотрудничаете с магазинами напрямую или через посредников?
Владимир Морозов: С большинством магазинов и сетей мы работаем напрямую. В свое время у нас был довольно печальный опыт работы с почтой — тогда было много утерянных посылок. Сейчас доставку книг в регионы осуществляют интернет-магазины «Лабиринт» и «Озон». Еще наши книги в регионах можно найти в сетях «Читай-город» и «Буквоед».
А как они отреагировали, когда вы им предложили «Малыша Немо» — огромный том весом в 3,5 кг?
Владимир Морозов: Конечно, первая реакция была такая: «Что это, мы такое никогда в жизни не продадим, еще и стоит дорого». Но мы смогли убедить людей в том, что наши книги будут продаваться. И, в общем-то, сейчас вспоминаем с улыбкой о тех временах.
Например, когда мы пришли с комиксом про Муми-троллей, люди не могли поверить, что такой пласт творчества Туве Янссон вообще существует. Знали ее книги, а то, что она еще и комиксы рисует, никто не догадывался. Люди просто не могли поверить, думали, что новодел. И комиксы про Муми-троллей стали нашим успешным локомотивом. Сейчас мы подписались на продолжение Ларса Янссона — брата Туве. Она помогала ему на начальном этапе, а потом он сам с 60-го по 75-й год создал такое немыслимое количество комиксов, что я даже не представляю себе, когда мы закончим их издавать.
Небольшие издательства могут оперативно что-то издать, но, с другой стороны, у них мало ресурсов, и процесс нередко затягивается. Сколько книг вы выпускаете в год?
Владимир Морозов: По-разному. Год на год не приходится. В какое-то время мы издавали три книги, бывало и шесть. Нас справедливо укоряют за то, что мы очень долго возимся с книгами. Люди растут, и ребята, покупавшие Муми-троллей в детстве, сейчас уже почти взрослые люди. Ведь прошло уже пять лет. Мы понимаем весь груз ответственности, который на нас лежит. Торопиться можно, но наша педантичность и перфекционизм не дают возможности издавать книги как попало. Естественно, мы долго и тщательно все вычитываем и редактируем. Поэтому выпуск каждой книги отнимает так много времени.
А как ваш читатель, изменился за эти пять лет, что существует издательство? И подключилась ли другая возрастная категория?
Владимир Морозов: К нам приходят и дедушки, и бабушки, которые покупают у нас книги для внуков. Я лично знаю людей с невысоким уровнем дохода, и они признаются, что им не жалко тратить деньги на наши книги, поскольку те сделаны качественно - и по уровню языка, и по уровню иллюстраций. Наши книги стоят недешево, но очень отрадно, что есть такие люди. Я могу определенно сказать, что человек, покупающий книги нашего издательства, - человек с развитым чувством прекрасного.
Вы следите за деятельностью своих конкурентов из издательств «Комильфо», «Бумкнига» и Bubble? Как вы относитесь к их продукции?
Владимир Морозов: Отношусь хорошо, как к единомышленникам. Не думаю, что у нас есть какие-то конкуренты.
Дело в том, что мир людей, выпускающих комиксы, очень мал. Все буквально друг друга знают. Это, скорее, похоже на сподвижничество. Все делают одно дело, и все лояльны друг к другу.
Я всегда с интересом слежу за тем, что делают наши друзья из «Комильфо» и «Бумкниги», за тем, что выпускает Bubble. Каждый занимает свою нишу и делает что-то свое. И все вместе мы наполняем книжный рынок комиксов. Но надо сказать, что мы пока находимся в начале пути. Конечно, ситуация сейчас намного лучше, чем пять лет назад. На сегодняшний день комиксы обрели популярность, появились свои знатоки, ценители и фанаты. Они устраивают свирепые баталии в социальных сетях по поводу названий, переплетов и всего прочего. Сейчас за этим довольно забавно наблюдать, потому что мы начинали в то время, когда вокруг была практически пустыня.
Но был же всплеск, когда все поголовно увлекались мангой.
Владимир Морозов: Да, но опять же, манга является одной из узкоспециальных ветвей жанра. Это немножко другой мир графического искусства, с другими подходами и законами. И люди, которые интересуются мангой, редко интересуются супергероикой или bande dessinée (французским комиксом-«полоской»).
А что нужно сделать в России для популяризации комиксов?
Владимир Морозов: Дело в том, что магазинов комиксов в Москве и Санкт-Петербурге раз-два и обчелся. Большие книжные магазины крайне косные до сих пор и ужасно неповоротливы в плане ассортимента... Ключевым моментом в индустрии сейчас является открытие многочисленных независимых книжных магазинов комиксов в России и в границах СНГ. Вот это действительно замечательно! И я желаю всем тем людям, которые открывают такие магазины, успехов и процветания, потому что во многом от них зависит, как комиксы будут восприниматься в нашей стране. Они способны донести каждому мысль, что комиксы - это здорово!
Ссылки по теме: