САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

Письмовник. Пушкин — Нащокину

«Заботы о жизни мешают мне скучать…»

Составитель: Дмитрий Шеваров

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН — ПАВЛУ ВОИНОВИЧУ НАЩОКИНУ

Из Петербурга в Москву

Февраль 1833 года

Что, любезный Павел Воинович? получил ли ты нужные бумаги, взял ли ты себе малую толику, заплатил Ф.<едору> Д<анилович>у, справил ли остальную тысячу с ломбарда, пришлешь ли мне что-нибудь? Коли ничто еще не сделано, то сделай вот что: 2,525 рублей доставь, сделай одолжение, сенатору Мих.<аилу> Александр.<овичу> Салтыкову, живущему на Маросейке, в доме Бубуки, и возьми с него росписку. Это нужно, и для меня очень неприятно.

Что твои дела? За глаза я всё боюсь за тебя. Всё мне кажется, что ты гибнешь, что Веер тебя топит, а Рахманов на плечах у тебя. Дай бог мне зашибить деньгу, тогда авось тебя выручу. Тогда авось разведем тебя с сожительницей, заведем мельницу в Тюфлях, и заживешь припеваючи и пишучи свои записки. Жизнь моя в П.<етер>Б.<урге> ни то ни сё. Заботы о жизни мешают мне скучать. Но нет у меня досуга, [без<заботной>] вольной холостой жизни, необходимой для писателя. Кружусь в свете, жена моя в большой моде – всё это требует денег, деньги достаются мне через труды, а труды требуют уединения.

Вот как располагаю я моим будущим. Летом после родов жены, отправляю ее в калужскую деревню к сестрам, а сам съезжу в Нижний, да может быть в Астрахань. Мимоездом увидимся и наговоримся до сыта. Путешествие нужно мне нравственно и физически.

Адрес:

Его высокоблагородию

Милостивому государю Павлу Воиновичу Нащокину – в Москве

на Остоженке в приходе Воскресения в доме священника.

 

P.S. ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Вспоминается портрет Нащокина, написанный три года спустя после гибели Пушкина. На этом портрете Павел Воинович сидит в халате — растерянный, огорченный и одновременно взбудораженный чем-то. Волосы его в живописном беспорядке. А смотрит он прямо на нас широко открытыми глазами — детскими, испуганными. Будто только что он узнал о случившейся на Черной речке дуэли.

Сохранились воспоминания одного нащокинского приятеля, который в январе 1837 года пришел к Павлу Воиновичу домой.


«Боже мой! — вспоминает мемуарист, — в каком отчаянном положении застали мы бедного Нащокина! Никогда и при его собственных несчастиях он не терял присутствия духа, спокойного и веселого нрава. А тут он, как маленький ребенок, метался с места на место… проклиная Петербург, и даже ругал самого Пушкина... «Если бы я в то время жил там, — говорил Нащокин, — он не наделал бы таких глупостей. Я бы не допустил их до дуэли, я бы и Дантеса, и мерзавца отца его заставил бы уважать такого поэта, поклоняться ему и извиниться перед ним...»


 

Да, Нащокин, окажись он в Петербурге, не стал бы церемониться и вдаваться в детали, помешал бы совершиться дуэли своим решительным вмешательством (так однажды он уже предотвратил дуэль Пушкина с Сологубом). Для такого вмешательства петербургским друзьям поэта не хватило ни интуиции, ни впечатлительности, ни детского безрассудства, присущих Павлу Нащокину. Он был человеком, который сначала действовал по первому сердечному повелению, а потом уже раздумывал о целесообразности своих поступков. Да, Нащокин, очевидно, нарушил бы этикет, разругался бы и с Пушкиным, и со всеми на свете, может быть, даже попал бы под арест за рукоприкладство, в общем, набедокурил бы самым диким образом, но про дуэль после этих выходок никто бы и не вспоминал. Среди петербургских друзей Пушкина не оказалось ни одного такого странного человека. Никому сердце не подсказало, как надо поступить.

vin'etka
ПИСЬМО ОТ РУКИ КАК ТАИНСТВЕННОЕ МЕРЦАНИЕ ЖИЗНИ

Письмовник - забытый ныне тип справочного издания 18–19 веков, содержавшего образцы для составления деловых и личных писем. Один из таких письмовников с лицейской поры сопровождал Пушкина.  Полное название этой книги не может не вызывать почтения: «Всеобщий секретарь, или Новый и полный письмовник, содержащий в себе письма: известительныя, совет подающия, обличительныя, повелительныя, просительныя, рекомендательныя, представляющия услугу, жалобу содержащия, выговорныя, извинительныя, содружественныя, поздравительныя, утешительныя, благодарительныя, издевочныя, любовныя, нравоучительныя и коммерческия, с присовокуплением примерных писем: российской императрицы Екатерины II, императора Павла I, французскаго императора Наполеона...»

SHEVAROV1

Интересно, что и после войны 1812 года письмо Наполеона не было изъято из «Всеобщего секретаря...».  Вот передо мной письмовник, отпечатанный в 1814 году в только что восстановленной типографии московского университета, - письмо Наполеона английскому королю Георгу III можно легко найти на 137-й странице. Оно по-прежнему оставалось для русских читателей  образцом блестящего владения эпистолярным жанром (а сам этот факт в свою очередь - пример великодушия победителей).

Наш проект, в отличии от старинного русского Письмовника, далек от того, чтобы вернуть из той далекой эпохи строгие каноны в написании писем. Мы лишь хотим вернуть интерес к письму, как к средству общения по-прежнему актуальному и увлекательному.  Мы будем рады предложить читателю самые яркие, на наш взгляд, примеры эпистолярных импровизаций ХIХ–ХХ веков,  удивительной свободы владения культурой письменного общения. Возможно, эти письма откроют для кого-то тот источник радости, который таится в самой возможности писать письма от руки. Ведь с переходом на электронную переписку уходит не только способность красиво писать, связно излагать свои чувства и мысли,  но и теряется радость от самого процесса написания и получения письма.

SHEVAROV1

Стремительность электронной почты замечательна, но она не всегда во благо. Сколько недоразумений в общении возникает сейчас только потому, что люди не дают своим мыслям и чувствам «отлежаться». И, возможно, тем и драгоценно было «ручное» письмо от близкого человека, что оно было долгожданным.

Священник и ученый Павел Флоренский писал в одном из писем детям: «В произведении руки человеческой… всегда есть таинственное мерцание жизни, как непосредственно чувствуется это мерцание… в тончайших оплетениях жилок листа. Машинная же вещь не мерцает, а блестит, лоснится мертво и нагло. И напрасно было бы думать, что дети этой разницы не подмечают; нет, они чувствуют ее в возрасте уже самом раннем…»

См. также Проект «Строки дня», 2015 год

Ссылки по теме:

Рэп — поэзия? - ГодЛитературы.РФ, 05.02.2016

Письмовник. Дельвиг — Пушкину, 19.03.2016

Письмовник. Пушкин — Нащокину, 12.02.2016

Самые выдающиеся — Пушкин и Есенин, 22.03.2016

Пушкин. Выстрел, 08.02.2016

Интриги пушкинской поры, 22.01.2016