САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Обращение членов Гильдии словесников

Учителя русского языка и литературы предупреждают об опасности «федеральных стандартов» в современном школьном филологическом образовании

Заявление членов Гильдии словесников
Заявление членов Гильдии словесников

Текст: Наталья Лебедева

Фото: www.patriarchia.ru

3 июля сего года была опубликована резолюция Первого съезда Общества русской словесности. В ней есть такой пункт:


«Съезд постановляет… проработать вопрос о создании федерального стандарта школьного филологического образования с зафиксированным единым, обязательным для всех содержанием на всех ступенях обучения по предметам «русский язык» и «литература»».


Нам представляется, что в такой редакции этот пункт противоречит и тому, о чем шла речь на «школьной» секции съезда, и тому, что сказано в выступлении на съезде Председателя ОРС, Святейшего Патриарха Кирилла. Напомним его слова: «Предвкушая дискуссию, хотел бы высказать свое мнение: не нужно бояться слова «вариативность». Некоторые шарахаются от него, как от пугала. Но ведь весь вопрос в том, из чего выбирать. <…>Поэтому не нужно бояться вариативности. <…> Необходимо найти разумный баланс между базовой, обязательной и вариативной частями списка произведений, предлагаемых для классного и внеклассного чтения».

Патриарх говорит о той же модели построения программы, которая заложена в основу Концепции преподавания русского языка и литературы (принята Правительством в апреле 2016 года) и в основу Примерных образовательных программ основной школы (вступили в силу в сентябре 2015 года после широкого профессионального и общественного обсуждения).


Суть этой модели: в содержании образования фиксируется общая, базовая часть и очерчивается круг для возможного выбора, вариативности.


Эта модель в итоге не нашла отражения в резолюции съезда, здесь речь идет только о фиксации единой обязательной части, а о вариативности не говорится совсем.


Формулировка такова, что единая обязательная часть выглядит как единственная.


Патриарх в своей речи говорил о необходимости определения «национального канона»: «Принципиально важной представляется необходимость ответственного обсуждения и принятия так называемого «золотого канона». Его можно называть как угодно: «золотой канон», «национальный канон», «канон русской словесности», но должен быть набор текстов, которые следует в обязательном порядке изучать в средней школе. Без этого мы просто не будем способны формировать у детей целостное восприятие русской литературы, а значит, русской культуры.» Думается, что как раз эту задачу и нужно ставить перед профессиональным сообществом, подчеркивая, что «национальный канон» – это база школьной программы, ее костяк, необходимый, но в силу специфики и самой литературы, и школьного образования, не единственный и не покрывающий собой все учебное время набор произведений.


Канон должен оставлять простор и для «неканонического», вариативного чтения.


 

Члены Гильдии словесников тоже были участниками съезда. Они отправляли свои предложения к резолюции и обосновывали необходимость изменения этого пункта, но услышаны не были. Мы сожалеем об этом и хотим заявить, что, с нашей точки зрения,


сейчас крайне непродуктивно:


  • создавать какие бы то ни было новые «федеральные стандарты», да и использовать само понятие «федеральный стандарт», которое войдет в противоречие с общепринятым пониманием федеральных образовательных стандартов (ФГОС), внося терминологическую путаницу;
  • игнорировать принятую Правительством Концепцию преподавания русского языка и литературы, которая по факту играет роль такого «стандарта школьного филологического образования»; множить документы, регулирующие одну и ту же сферу;
  • искажать официально принятую модель формирования примерных образовательных программ, в которых наряду с обязательной частью существует часть вариативная.

Мы крайне разочарованы тем, что


резолюция Первого съезда Общества русской словесности в отдельных своих пунктах вступает в противоречие с базовыми принципами преподавания литературы в школе, зафиксированными в принятых государством документах, которыми уже руководствуются учителя-словесники.


Высокий, но все-таки не до конца ясный учителям правовой статус резолюции, принятой, заметим, не на самом съезде, а на заседании Президиума ОРС, не отразившей важной ключевой позиции, о которой шла речь на съезде, не согласующейся в отдельных пунктах с нормативной базой, существующей в образовании, порождает неопределенность в отношении к ее тексту и не позволяет рассматривать резолюцию как руководство к действию.

В финале резолюции сказано, что съезд «приглашает педагогическую общественность, ученых-филологов, педагогов-практиков, писателей, издателей, представителей исполнительной и законодательной власти к обсуждению и реализации принятой Первым съездом Общества русской словесности резолюции». Воспользовавшись этим приглашением к «обсуждению», высказывая, теперь уже публично, свою позицию,


заявляем, что не сможем поддержать «реализацию» резолюции, если в ней не найдет своего законного места идея вариативности в образовании, и призываем пересмотреть указанный пункт резолюции.


Члены Гильдии:

Е. С. Абелюк, заслуженный учитель России, Москва

Л. Е. Бушканец, доктор филологических наук, профессор КФУ, член Чеховской комиссии при Совете по мировой культуре РАН, г. Казань

С. В. Волков, учитель русского языка и литературы, председатель Гильдии словесников, гл. редактор журнала «Литература», Москва

А. В. Волкова, учитель русского языка и литературы, Москва

Л. И. Дровосекова, учитель русского языка и литературы, Почетный работник общего образования РФ, г. Тверь

И. Н. Евлампиева, заслуженный учитель России, п. Пола, Парфинский р-н, Новгородская обл.

Т. Я. Еремина, заслуженный учитель России, г. Санкт-Петербург

В. М. Заборников, учитель русского языка и литературы, г. Северск, Томская обл.

С. Л. Каганович, доктор филологических наук, Почетный работник высшего образования РФ, г. Великий Новгород

И. И. Коган, учитель русского языка и литературы, кандидат филологических наук, Почетный работник общего образования РФ, г. Самара

И. В. Кочергина, учитель русского языка и литературы, кандидат филологических наук, Москва

С. И. Красовская, доктор филологических наук, Москва

И. В. Лукьянова, учитель литературы, Москва

Н. М. Пащук, учитель русского языка и литературы, Почетный работник общего образования РФ, г.Челябинск

Е.Н.Пенская, доктор филологических наук, руководитель Школы филологии НИУ ВШЭ

Е. С. Романичева, кандидат филологических наук, заслуженный учитель России, Москва

Е. В. Санькова, учитель русского языка и литературы, г. Подольск МО

А. А. Скулачев, учитель русского языка и литературы, Москва

Р. А. Храмцова, учитель русского языка и литературы, Москва

Г. Г. Щербакова, учитель русского языка и литературы, г. Подольск МО


Гильдия словесников – общественная организация, созданная в декабре 2015 года, объединяющая всех, кто работает со словом: учителей, преподавателей, учёных-филологов, библиотекарей, писателей, музейщиков, журналистов. Учредителями Гильдии стали учителя-словесники и преподаватели из Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Казани, Самары, Твери, Великого Новгорода.

Ссылки по теме:

Резолюция Первого съезда Общества русской словесности

Источник:  slovesnik.org