Текст: Наталья Лебедева
Фото: tula.bezformata.ru
Чиновники от образования оптимистично рапортуют о том, что школы укомплектованы учебниками. Поверим им, хотя рабочие тетради и контурные карты дети с родителями покупают сами. Современные учебники, внешне большие и красочные, нередко вызывают удивление и даже недоумение у родителей, которые решили вдруг чуть пристальнее присмотреться к тому, что их дети изучают в школе. Вот как описал в свое знакомство с учебниками для 7 класса известный журналист и издатель Сергей Пархоменко в Facebook
«Поскольку мы с Мотей на несколько месяцев оказались далеко от Москвы, а по возвращении не хотелось бы, чтоб он превратился в отстающего, я неожиданно превратился в «господина учителя» по всем предметам. Чувствую себя каким-то немецким гувернером Федором Карловичем из первой части «Былого и дум».
Составили с Мотей расписание, аналогичное школьному (на 6 дней в неделю). У нас в среднем получается по три «урока» в день, вечером мы садимся за большой стол, я объясняю новый материал, мы в нем пытаемся разобраться, потом я составляю и вручаю Моте домашнее задание, а он как может прилежно его к следующему уроку исполняет.
У нас сейчас как бы 7 класс. И я вот так преподаю Моте русский, литературу, алгебру, геометрию, физику, историю и географию. Еще должны быть биология и информатика, но мы пока не сумели добыть учебников и рабочих тетрадей. А с английским Мотя сам справляется, без меня, тем более что его уровень в десять раз лучше моего, тут уж я мог бы сам у него уроки брать. Физкультуру и черчение мы безжалостно отменили вовсе. А немецкий как-то тихо сам собой рассосался, и мы о нем предпочитаем просто не вспоминать.
Так вот, что я хочу сказать. Учебники, по которым мы занимаемся, - невероятно, дико, чудовищно скучные, серые, какие-то вопиюще тупые. Буквально все, за исключением, как ни странно, учебника по алгебре, сделанного довольно живо, а местами даже не без остроумия.
Но история… География… Литература… Физика… А Русский… О, этот русский: из какой помойки они наковыряли эти чудовищные фрагменты и пересказы, на которых построены упражнения, диктанты, задания… Какая невообразимая, наглая дрянь. Это просто душераздирающая, безнадежная, унылая тоска.
Ну вот как было такого добиться, а? По истории у них - Средние века… По географии - эпоха Великих географических открытий… По литературе - всякие легенды, сказания, былины, эпосы… По физике - устройство вещей вокруг, самые первые, наглядные и простые законы природы, самые важные, основополагающие тайны Вселенной…
Это же можно было необыкновенно интересно написать. Это же все страшно увлекательно, на самом-то деле.
Ведь от этого же в нормальной ситуации мальчика тринадцати лет должно было бы за уши не оттащить. Ну как же так, а? Что ж вы наделали, наутверждали, наиздавали?»
Это тема оказалась насктолько животрепещущей, что автор получил сотни откликов и комментариев. Одни советовали внимательному отцу поискать в библиотеке школьные учебники для старших классов, примерно попадающие в тему, и учиться по ним. На что Сергей Пархоменко справедливо заметил, что хорошие учебники, конечно, лучше, чем плохие, но что делать, когда в конкретной школе принята конкретная программа и используются конкретные учебники, по которым задаются определенные домашние задания.
«Если сын пропускает школу (соревнования, болезни), - пишет в комментариях Anaida Vartanova, - то самостоятельно по учебнику разобрать уже очень сложно. А если потом пишет контрольную работу, то обычно снижают оценку, так как на уроке по-другому объяснили. Перестал даже проситься пропускать».
С тем, что учебники пишутся не для детей, а в лучшем случае для учителей, согласились большинство участников виртуальной дискуссии. И пришли к простому выводу, что все зависит от учителя. От его знаний, эрудиции и умения подать материал. А учебники? Всего лишь вспомогательный материал, который сегодня, правда, помогает не очень.