САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Дягилев вернулся домой

Биографию Сергея Дягилева из серии ЖЗЛ презентовали на родине персонажа и автора книги — в Перми

Сергей Дягилев_ЖЗЛ
Сергей Дягилев_ЖЗЛ

Текст и фото: Игорь Карнаухов/РГ

Презентация книги «Сергей Дягилев» (2016), вышедшей из-под пера Олега Брезгина в серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия», прошла в доме детства ее героя, где по сей день функционирует гимназия, носящая имя выдающегося соотечественника, и музей «Дягилевская гостиная».

Автор книги о Сергее Дягилеве

В особняке Дягилевых книгу представляли под горделивым взглядом его самого; здесь находится скульптурная композиция, воскрешающая облик и наследие легендарного антрепренера, работы Эрнста Неизвестного, установленная в 2007 году.

Александр Бенуа отмечал, что в нем, несомненно, есть что-то от Петра... Сергею Дягилеву льстили сравнения с первым императором. Петр, известно, прорубил окно в Европу. Дягилев расширил проем, познакомив Запад с русским балетом.

Росту Дягилев был не самого высокого, однако на тех, кто с ним общался, он производил впечатление возвышающегося над ними, — рассказывает автор книги, пермский искусствовед Олег Брезгин. — Похожести добавляла крупная голова, посаженная на плечах, ну и сам Сергей Павлович, поддерживавший легенду, был не прочь усилить сходство своими усиками.

Уроженец Перми, Сергей Дягилев был одной из самых значительных фигур Серебряного века русской культуры. Один из основателей художественного объединения «Мир искусства» и редактор одноименного журнала, организатор эпохальных «Русских сезонов» и создатель труппы "Русские балеты", он зажег над миром звезды Анны Павловой, Михаила Фокина, Ольги Спесивцевой, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского.

"В истории русской и мировой культуры есть период, длившийся более тридцати лет, который принято называть "эпохой Дягилева". Такого признания наш соотечественник удостоился за беззаветное служение искусству. <...> Человек необыкновенно одарённый и энергичный, дерзновенный и даже властный, он обладал тонким вкусом и чутьём, умением выявлять в людях таланты в самом начале их формирования и давать им мощный импульс для развития и становления», - говорится в издательской аннотации к увесистому 640-страничному фолианту.


В серии ЖЗЛ уже выходило жизнеописание Дягилева, в 2011 году, — одноименная книга, написанная петербургской журналисткой и редактором Наталией Чернышовой-Мельник.


Однако, напомнил, презентуя свой труд, Брезгин, появление новых версий жизненного пути тех же замечательных людей, о ком уже писали, не редкость — книг о композиторе Сергее Прокофьеве, например, уже три.

Олег Брезгин пермяк по рождению и, таким образом, земляк своего героя. Автору 61 год, последние двадцать пять лет его профессионально связаны с Пермской государственной художественной галереей; также он научный консультант фонда «Дом Дягилева». Его перу уже принадлежит книга «Персона Дягилева в художественной культуре России, Западной Европы и Америки» (Пермь, 2007), порядка семидесяти статей в журналах и сборниках материалов конференций и симпозиумов; его имя есть и среди авторов каталога международной выставки «Видение танца», изданного к столетию «Русских сезонов» (Милан, 2009).

Написание книги для ЖЗЛ было собственной инициативой Брезгина, однако руководство «Молодой гвардии» оценило идею и сразу согласилось. Работа над томом заняла у искусствоведа без малого пять лет, при этом все необходимые сведения, в том числе о периоде эмиграции, он нашел в отечественных архивах. Автор не сторонился щекотливой темы личной жизни импресарио и осветил ее, по собственной оценке, деликатно.


Особенно он отмечает в своей книге лично составленный словарь имен «круга Дягилева» — перечень людей, с кем сводила того судьба, по алфавиту; «краткий» указатель потянул на пятьсот персоналий.


Биограф попенял издательству и на предпринятые исправления: так, почему-то, недоумевает Брезгин, редакторы решили, что поездка семьи за границу, когда Сережа Дягилев первый раз побывал во Франции — мальчику было три года, — случилась на год позже, нежели указывал автор.

Тираж книги — 5000 экземпляров. Столичное издательство уже предложило пермскому специалисту написать следующую книгу — о композиторе Игоре Стравинском.

Ссылки по теме:

Драматургия страсти — 04.07.2016

На фестивале отметили 125-летие серии ЖЗЛ — 28.06.2015

Серебряный век Дмитрия Сечина — 22.09.2016