Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Выставка Булгакова

В Москве — «Две биографии» Булгакова

На выставке в Новом Манеже «Булгаков. Две биографии» представлено 700 экспонатов

Текст: Анастасия Скорондаева/РГ
Фото: Олеся Курпяева/РГ

Письмо секретаря «Недр» П. Н. Зайцева к М. А. Булгакову о повести «Роковые яйца»: «Садитесь, пишите и заканчивайте! Что за стыд! Бальзак мог в один присест написать целый роман в 8-10 листов, а Вы не можете закончить повесть в 3 л». И тут же, рядышком, слова самого Михаила Афанасьевича: «Сочинение фельетона… занимало у меня, включая сюда курение и посвистывание, от 18 до 22 минут». Это лишь два любопытных документа, представленных на выставке «Булгаков. Две биографии», открывшейся в Новом Манеже и ставшей, возможно, главным событием в год 125-летия писателя.

Выставка Булгакова

Экспозиция словно подтверждает одну из знаменитейших фраз Михаила Афанасьевича: «Рукописи не горят». Масштаб выставки и представленных на ней документов поражает. На полутора тысячах квадратных метрах — 700 экспонатов.


Уникальные материалы из архивов и музейных собраний Москвы и Санкт-Петербурга, рукописи, письма, рисунки, макеты театральных декораций, автографы, фотографии и даже документы ОГПУ, следившего за автором «Мастера и Маргариты» и «Собачьего сердца».


Откуда взялись два Булгакова? Налево пойдешь — на академическую экспозицию попадешь, биографию писателя узнаешь. Направо — современный Булгаков откроется. Примерно так можно объяснить эту «двойственность», задуманную кураторами. В первом зале исторической или академической (кому как больше нравится) части — будто стильная библиотека, где под стеклянными витринами, украшенными белыми лампами, «разбросаны» архивные документы, связанные с публицистикой Булгакова, с его первыми заработками, с тернистым путем к читателю. Долгие годы писателя не печатали и называли его прозу «антисоветской»:


как-то он сам насчитал 298 ругательных статьи и лишь три похвальных.


Письма, адресованные Булгакову редакторами, выписка со счета авторского гонорара за «Зойкину квартиру», поставленную благодаря Ардову в рижском Театре русской драмы…
Следующий зал — театральный. Здесь посетитель может разобраться, как Михаил Булгаков из театрала превратился в человека театра, как непросто было ему в закулисном мире. Среди экспонатов — небольшой клочок бумаги, где схематично сам Булгаков начертил повороты, зигзаги, взлеты и падения своей театральной карьеры. А вот Михаил Афанасьевич-актер — в 1935 году он сыграл роль Президента суда в спектакле «Пиквикский клуб» по Диккенсу.
Выставка Булгакова
Здесь же — разодранная первая редакция романа «Мастер и Маргарита». В марте 1930 года писатель решил сжечь эту рукопись:


отрывал и бросал в огонь половину каждой страницы, оставляя вторую половину как свидетельство существования первой редакции.


Номерок из гардеробной МХАТа, забытый в кармане и сохранившийся у писателя — милое дополнение к роману Булгакова с театром.
Вторая часть экспозиции, справа от входа, — Булгаков глазами режиссеров, издателей, художников. Булгаков, который живет в нашем воображении сегодня. Организаторы предпочли назвать ее «Миф» — она должна раскрывать тайны, связанные с писателем. Газетные вырезки, книги, переведенные на другие языки, кадры из фильмов по Булгакову.
Довольно большую часть занимает воссозданная (впрочем, это громко сказано) третья московская квартира Булгакова, утраченная вместе со снесенным в конце 1970-х домом 3/5 в Нащокинском переулке. В своей единственной «отдельной» квартире Булгаков прожил шесть лет. Здесь до последних дней работал над романом «Мастер и Маргарита», создал роман «Записки покойника» (он же «Театральный роман») и пьесу «Батум», повествующую о молодых годах Сталина. Надстройку над домом, появившуюся в 30-х годах, называли «писательской» — по этому адресу жили Дмитрий Фурманов, Илья Ильф, Виктор Ардов и Осип Мандельштам. Планировка квартиры «расчерчена» по полу и обозначена словами «стол», «книжный шкаф» и т. д. Вместо стен словно бы белые листы, но на них не напишешь ничего — они как тюль на окнах, колышутся и просвечивают, будто намекая, что за писателем следили везде и всегда.

Выставка Булгакова

Организаторы выставки выплеснули на посетителя очень разного Булгакова в каком-то невероятном количестве. Столько информации, что сразу, кажется, не переваришь. И двух часов на изучение экспозиции явно не хватит. Можно утомиться от досконального изучения всех редких экспонатов, какие-то детали наверняка ускользнут. Тем, кто интересуется документами, подлинниками, выставка непременно придется по вкусу. Но… чего нет на выставке — булгаковской атмосферы. Духа его произведений, которыми зачитываются даже самые нечитающие, по мнению многих, школьники.


Все очень стильно и современно. А ощущение, что сам Михаил Афанасьевич сюда не заглядывал…


И музыка, доносящаяся из второго зала, — вроде из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», а будто не про Мастера. Чертовщина какая-то…

Михаил Булгаков: факты и вымысел. Викторина, 14.05.2016
Мастер из тьмы и света, 15.05.2015
В юбилей Булгакова — «Рукописи не горят», 11.05.2016
Тайны великих писателей, 26.04.2016
След Мастера, 18.02.2016

КСТАТИ
Выставка «Булгаков. Две биографии» будет работать до 9 января 2017 года. Время работы: вторник — воскресенье 12:00 — 21:00, вход до 20:30, понедельник — выходной. В рамках выставочного проекта Музей М. А. Булгакова запускает образовательную программу, которая включает в себя ряд лекций, дискуссии, авторские «виртуальные» экскурсии-лекции, кинопоказы. За расписанием можно следить на официальном сайте музея.
Ссылки по теме:

Оригинал статьи:
На выставке «Булгаков. Две биографии» представили 700 экспонатов
— «Российская газета», 28.10.2016

31.10.2016

Просмотры: 0

Другие материалы раздела ‹Публикации›:

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ