Текст: Марья Максимова-Гиоргобиани
Фото обложки предоставлено издательством "Центрполиграф"
Эндрю Уилсон, пер. с англ. А. Кровяковой. Александр Маккуин. Кровь под кожей. — М.: Центрполиграф, 2016
11 февраля 2010 года Александр Маккуин покончил с собой в своей квартире в лондонском квартале Мейфэр. За несколько лет до этого он сказал своей сестре Джанет, что хотел бы, чтобы после его смерти вышла его правдивая биография (он поминал смерть часто, мог даже говорить о себе в прошедшем времени: «гнев в моем творчестве отражал страх, беспокойство и тревогу в личной жизни»). Джанет, исполняя волю брата, обратилась с этим к Эндрю Уилсону — и похоже, не зря. В отличие от множества биографических книг, в которых личность автора заслоняет собой фигуру героя, здесь видна не авторская позиция, но его колоссальная работа. В течение двух лет он разбирал семейные архивы, интервьюировал близких Маккуина, его коллег и многочисленных возлюбленных. Само повествование буквально смонтировано из цитат, как американские документальные фильмы:
каждый, кто имел отношение к судьбе Маккуина, словно сидит перед тобой в кресле и говорит — кто с пафосом, кто со всеми возможными клише, кто с горечью потери. И автор тут — даже не закадровый голос, а клей на пленке.
Сьюзи Менкес, известный фэшн-редактор, говорила о Маккуине так: «Я никогда не сомневалась в том, что он художник, который лишь волей случая работает с одеждой». В конце книги есть ссылки на его коллекции: даже если до этого дня вы не знали о Ли Александре Маккуине ничего, вы увидите настоящее чудо — как малообразованный парень с коммуникативными проблемами извлекал вдохновение (когда б вы знали, из какого сора) из всего, к чему прикасался — от птиц на крышах Лондона до Дантова ада. Он проводил показы в церквях и тесных пространствах, вызывающих приступы клаустрофобии, модели выходили на подиум под крики птиц и звуки разбивающихся автомобилей или не выходили вовсе — в 1996 году показ марки Givenchy, которой тогда занимался Маккуин, открыла девочка-инвалид, а других моделей заменили на крутящиеся манекены.
Казалось, нет такого правила, которое Маккуин не хотел бы демонстративно нарушить.
С последним незыблемым правилом человеческого социума — ценностью собственной жизни — он играл до последнего.
Маккуин несколько раз удостаивался звания лучшего дизайнера (четыре — Великобритании и один раз, в 2003 году, — мира), был миллионером и Командором ордена Британской империи, но это потом, а сначала — шестым ребенком в небогатой английской семье, подвергавшимся в течение нескольких лет сексуальным домогательствам со стороны мужа старшей сестры. Пытаться пересказать его биографию в двух словах бесполезно, книгу нужно читать целиком — хотя бы ради алхимического процесса, во время которого мрачная судьба человека переплавляется в красоту, а красота, даже страшная в своем величии, обладает даром утешения.
Собравшиеся на церемонию прощания с Маккуином почтили его память цитатой из Китса: «Красота есть правда, правда — красота — смертным одно лишь это надо знать».
Ссылки по теме:
От кацавейки до лабутенов - 05.03.2016
Библиотека искусств станет «модной» - 09.02.2016
Стихи на подиуме - 29.07.2016