Текст: Наталья Соколова/РГ
Коллаж: ГодЛитературы.РФ/фото из фейсбука Егора Серова
Радио «Книга» 24 марта исполняется ровно год. Это единственная круглосуточная радиостанция в FM-диапазоне, посвященная литературе. В беседе с порталом «Год Литературы» главный редактор радиостанции Егор Серов подвел итоги первого года жизни проекта и рассказал, как будет представлена в эфире видеокнига «Читаем Онегина».
На вашей радиостанции нет программ дольше 15 минут, это дань клиповому мышлению?
Егор Серов: Нет, потому что клиповое мышление - это плохая история. Такой хронометраж выбран по различным причинам. Первая связана с авторскими правами. Если я беру в эфир фрагмент до 15 минут, то могу легитимизировать его с помощью отчетов и взносов в РАО и ВОИС. Если больше, то я должен договариваться напрямую с автором. Так как авторов у нас несколько сотен, это означает, что все можно бросить и заниматься только встречами с авторами.
Вторая причина — философия нашей радиостанции. Книгу и чтение заменить ничем невозможно, поэтому мы напоминаем слушателям фрагменты из тех книг, которые они когда-то читали, или даем представление о новых книгах. Если вы хотите общаться с книгой более глубоко, то покупайте книгу, скачивайте ее в электронном виде и т. д. Еще один аспект — слушатель очень изменился за последнее время. Жизнь сумасшедшая, быстрая. И среди дня или утром читать что-то длинное невозможно — так люди радио не потребляют. Поэтому давать большие чтения в эфире — очень резко сузить аудиторию. Важно, что
радио «Книга» — радиостанция, которая имеет познавательный характер. Поэтому у нас и короткие познавательные программы, и короткие чтения.
Была еще одна задача — хотелось молодежную аудиторию зацепить. Я плохо себе представляю молодого человека, который будет сидеть и в течение часа слушать — такие люди, конечно, есть, но их мало. А хотелось бы, чтобы слушали многие.
То есть программы дольше 15 минут делать по-прежнему не будете?
Егор Серов: Дольше 15 минут если что-то и будет, то только вечером или ночью, когда неврастения городской жизни идет на убыль и можно на ночь что-то послушать, развалившись в кресле. Может быть, когда решим проблему с авторскими правами, начнем читать длинные куски. Одна из наших самых длинных программ — «Предисловие», которая выходит с 7 до 11 утра. К нам в студию и гости приходят, но разговариваем мы с ними отрезками. Обсудим вопрос, уходим — рассказываем о событиях дня: что в этот день было написано, изобретено и т. д. — и снова возвращаемся.
За год, наверное, вы определились, для кого ваше радио. Каков портрет вашего слушателя?
Егор Серов: Портрет весьма симпатичный.
У нас примерно пополам мужчин и женщин. До 20—25 процентов — слушатели моложе 29 лет.
Все программы получились так, как вы их задумывали?
Егор Серов: Совершенству предела нет. Может быть, с течением времени что-то исправим. Пока же я доволен результатом. Мы создали два с половиной десятка циклов, то есть за год около двух тысяч программ. А программу надо придумать, выбрать тему, написать, отредактировать, озвучить, оформить, описать метаданные… Прежде чем все их поставить в эфир, они проходят пристальный контроль редакторов, продюсеров. Раньше мы этого не делали, просто не успевали. Теперь у нас есть на это время, хотя
мы — это всего девять человек,
которые делают круглосуточное разговорное радио.
Сколько уходит времени на создание новой программы?
Егор Серов: Радио — это самое быстрое масс-медиа, теоретически на создание одной программы может уйти 15 минут. Только придумали историю, пошли в студию и включили микрофон, записали. Это если речь идет о программе, которая повторяется в эфире. У нас есть программа, очень сложная по звуку, программа «Иллюстрация» - книга без слов. Это такое легкое хулиганство — звуками передается содержание книги. Программа долгая в изготовлении, нужно найти звучок, собрать все воедино. Есть фонограммы, которые мы готовим сами, а есть фонограммы, которые мы берем у звукозаписывающих компаний. У нас есть два мешка с фонограммами — один заемный, а другой — наш. С течением времени наш мешок становится все больше, а заемный остается в том же виде или уменьшается.
Что ждет слушателей в этом году?
Егор Серов: У нас будет очень неожиданный для нас цикл — «Радиостанции России для радио «Книга». Этого еще никто никогда не делал. В стране немало людей, которые делают что-то необычное. Это не сетевые радиостанции, но как о них рассказать? Вообще это будет нетипичный для радио цикл. Одна радиостанция обычно про другую не рассказывает — конкуренты. И ведь Россия — это не только Москва.
На днях будет премьера программы радиостанции города Ноябрьск - мало кто знает, где этот город находится. Он в Ямало-Ненецком автономном округе, очень далеко от Москвы, а мы сделаем так, чтобы о достижениях талантливых ребят узнали в европейской части России. Молодые люди делают программу, посвященную различным историям с писателями — как кто-то где-то встретился, какая приключилась история. Программа с хорошим чувством юмора, хорошо одетая, то есть оформленная музыкально, и она очень точно попала в наш хронометраж — не более полутора минут. Слушателей ждут премьеры чтений — каждый день мы записываем несколько новых фонограмм.
У вас уже сформировался свой «пул» чтецов, постоянно сотрудничающих с вами?
Егор Серов: Да, чтецов у нас огромное количество — пять страниц, десятки фамилий. Мы не можем обойтись без заемного контента, если хотим, чтобы у нас в эфире звучали Смоктуновский, Царев, Качалов. Ко Дню поэзии я специально искал необычные фонограммы — удалось найти даже «Евгения Онегина» в исполнении Анатолия Папанова. Очень хулиганская, надо сказать, запись. Только представьте голосом Волка: «Мой дядя самых честных правил».
В последнее время среди актеров возникло желание, движение, мода (не подберу точного слова) читать на радио «Книга» - мне звонят и говорят: «Можно я приеду и почитаю?»
У меня это вызывает только восторг. Очень занятой, приехал и много читал Максим Суханов. Приехал и с удовольствием работал Егор Баринов, все бросил и посвятил нам время Михаил Полицеймако. Евгения Дмитриева, Елена Ксенофонтова, Андрей Ташков — всех не перечислю — замечательные актеры и люди с большой душой. Ведь их работа не для нас — для огромного числа людей.
В чем секрет перевода литературного текста в радиоформат? Все дело в чтеце или в магии текста?
Егор Серов: С магией текста как раз все наоборот. Кого тяжело озвучивать для радио — очень хороших писателей. В тексте там плотно все. Тебе как чтецу трудно что-то сделать. Там много и плотно автора. А когда текст чуть более разреженный, тут есть возможность внедриться в этот текст актеру. От актера, его манеры, как говорит, очень многое зависит. Актеры как бы приватизируют авторский текст. Но озвучивают тексты не голосами, а сердцами. Если актер не хочет несчастной любви, предательства, коллизий, то и фонограмма будет неинтересной.
С чьими текстами работать тяжело?
Егор Серов: Например, с Буниным очень тяжело. Мы его, конечно, озвучиваем. Не хочу никого обижать, поэтому не скажу, кого легко. Это надо тогда кого-то из друзей взять, чтобы они не обиделись. Невероятно сложно было принимать решение — как быть со стихотворениями. Когда я беру поэтическую книгу, я готов распахнуть свою душу. Потому что перед тобой автор, и больше никого. Удивительная степень интимности. При аудировании появляется еще кто-то. Степень интимности теряется.
Не могу не спросить про деньги. Рекламы у вас нет, на какие деньги существуете?
Егор Серов: Я не занимаюсь рекламой и финансированием. У нас есть учредитель, который занимается этим вопросом. Но могу сказать, что сложности есть. На внешнюю активность средств не хватает, о нас узнают либо по каким-то публикациям, либо в соцсетях. На пиар и маркетинг денег не хватает, но мы живы, и это хорошо.
Так и количество городов вещания увеличивается?
Егор Серов: Да, мы расширяемся, это тоже сумасшедшие деньги.
В этом году добавится почти 20 городов, еще около 30 городов в следующем году.
Как вы думаете, проблема — люди стали меньше читать — скорее надуманная, чем реальная?
Егор Серов: Что такое "не читают"? Важны термины. Это раньше в вагоне метро каждый, за редким исключением, держал перед собой книгу или газету. Теперь у всех гаджеты — а в них что? Книги у многих, но не у всех. Чтение — это в том числе потребление информации. Получать меньше информации мы не стали. Люди слушают аудиокниги, музыку, смотрят телевизор, общаются в соцсетях.
Взаимодействовать с печатной книгой стали меньше. Но это временное явление. Я бы не драматизировал эту историю.
Сейчас намечается обратная тенденция — электронные книги покупают меньше, бумажные - больше. Интерес не уходил, он немного угас, потому что в сутках 24 часа, люди много работают, и не потому, что кризис, — вся наша жизнь постоянный кризис. На общение с книгой нужно время. А времени не хватает. Люди с друзьями редко встречаются, потому что первая-вторая-третья работа. Огромное количество выставок, интересных мероприятий, которых какое-то время назад вообще не было. Городские истории — теперь это страшно интересно. На это тоже нужно время. То время, которое раньше мы могли посвятить книге, теперь посвящаем чему-то другому, это нормально. Катастрофы в этом нет.
А школьники ведь вроде тоже не читают?
Егор Серов: У меня внук — младший школьник, постоянно сидит с книгами. Надо просто чаще общаться с детьми. Читать вместе.
Как будет представлен в эфире проект «Российской газеты» видеокнига «Читаем Онегина»? Это будет отдельная программа?
Егор Серов: Мы сделаем из видео аудио, добавив туда истории, сделаем специальный цикл, который будет звучать в эфире. Как он будет конкретно выглядеть, пока не могу сказать.
Это будет постоянная эфирная история, связанная не только с «Евгением Онегиным», но и с русской поэзией в целом. Будет огромный цикл
— условно говоря, как «Радиостанции России на радио «Книга». Мы стараемся, чтобы голого текста в эфире не было. В разных циклах мы производим много программ, связанных с автором, с персонажами, местом действия. Мы же познавательная радиостанция, поэтому не просто хотим объяснить всем, что чтение — это важно, полезно и нужно. Можно три раза повторить: «Будь хорошим мальчиком, надо читать». Мы в эфире это не повторяем — мы рассказываем интересные неожиданные истории, пытаемся их вкусно сделать, чтобы человек, который не читает или мало читает, сказал: «Это интересно, любопытно — или пусть он даже скажет, что это круто, клево». Мы его затянем и сможем выполнить нашу основную задачу, которую тремя словами в нашем девизе выразили: «Слушай!.. Чтобы читать!»
Ссылки по теме:
Радио «Книга» расширяет территорию вещания