Текст и фото: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь
Даже завзятые почитатели Юрия Коваля среди пермяков не знают, что писатель не раз наведывался на север Пермской области — затеряться и провести несколько дней вдали от цивилизации и почерпнуть вдохновения. Краткосрочная выставка «Избушка на Вишере», прошедшая в Перми и посвященная малоизвестным эпизодам жизни лирика, пробудила здешних его знакомцев к воспоминаниям. И после нее была найдена кукла самого популярного его персонажа.
Еще в семидесятые Коваль по приглашению друга начал приезжать в Пермскую область. Его западноуральские образы и впечатления отразились и в «Таёжных рассказах», и в «Кепке с карасями». В один из своих приездов писатель и художник на стене стоящего в заповеднике домика, орудуя топором, оставил арт-объект — силуэты святых Козьмы и Дамиана, слывущих покровителями охотников и рыболовов.
— «Избушку на Вишере» помню с детства, — говорит нынешний директор Вишерского заповедника Павел Бахарев. — В том возрасте не мог я даже думать, что однажды окажусь на берегу речки Болотной, увижу эту избушку, которая, оказывается, существует на самом деле, и этих святых, высеченных на ее стенах, стану здесь работать и однажды пообщаюсь с дочерью человека, который их вырубил и написал эту книжку!
Одной Вишерой связь Коваля с Пермью, которую Юлия Юрьевна, дочь писателя, охарактеризовала как столь прочную, что время не смогло ее порушить, не ограничивалась. В начале семидесятых в Пермском государственном театре кукол начали играть «Приключения Васи Куролесова», и это вообще было первое воплощение прозы Юрия Иосифовича на сценических подмостках.
— Помню, в «Комсомольской правде», — вспоминает заведующая литературной частью театра Татьяна Шерстневская, — прочитала я восторженную заметку за подписью, кстати, Фазиля Искандера о новой повести для детей — лауреате конкурса произведений для детей и юношества. Его не то десяти, не то двадцати строк хватило, чтобы эту книжку хотелось немедленно найти и прочитать, а человеку театра начать думать, нельзя ли на ее основе сделать постановку?! Начала обзванивать библиотеки — а ее еще нигде нет!.. Через полчаса после того, как я положила трубку после разговора с областной детской библиотекой — ныне носящей имя Льва Кузьмина, — оттуда мне перезванивают: «Знаете, только что поступила, даже печати еще не поставлено!» Я проглотила ее в один присест первой в городе и принесла коллегам.
Главный художник театра Волеслав Стенинг всех насмешил, провозгласив: «Я забеременел Васькой. Такая вкусная книжка! Давайте ставить!» И, не дожидаясь, сам написал инсценировку.
Телефон Коваля дал мне Искандер, но все время, что я провела в Москве, по данному мне номеру я не могла его застать. Наконец, уже в последний день командировки трубку взяли, обладатель приятного мужского голоса выслушал меня... И после заминки попросил: «Повторите, пожалуйста, всё мне ещё раз! Так приятно это слышать!»
Встретились мы у Союза театральных деятелей на Страстном. Он сообщил примету — что придет в зеленой кепке... Но когда, наконец, появился, оказался вообще без головного убора. Мы обсудили наш замысел и пошли с ним подниматься по Неглинной, потому что он хотел еще успеть в рыболовный магазин за леской…
Спектакль по «Куролесову», поставленный в 1973 году, выдержал несколько сотен представлений. Не прошло десяти лет, как была создана новая версия похождений деревенского детектива. И также в начале восьмидесятых театр прибег к творчеству популярного автора в третий раз, инсценировав «Сказку о Долине садов, дедушке Хабибулле и его глиняных куклах» дагестанского писателя Ахмедхана Абу-Бакара в переводе Коваля.
На титульной странице и авантитуле «Приключений Куролесова», принадлежащих пермячке, Юрий Иосифович оставил автограф, приводящий в восторг коллекционеров; расписался за всех персонажей повести, в том числе от лица уголовника Рашпиля. И заверил «печатью» УВД Карманова.
Когда этот материал готовился к публикации, в тайной «кладовой» была найдена кукла Васи Куролесова, видимо, из спектакля восьмидесятых годов, однако по сути созданная в облике персонажа из постановки семидесятых — такому ему улыбался сам Юрий Иосифович. Вероятно, теперь она займет место в театральном музее.
А директор Вишерского заповедника обещал, что и в его музее теперь появится экспозиция, посвященная Ковалю.
В феврале 2018 года Юрию Ковалю могло бы исполниться 80 лет.
— Я думаю, сегодня чтение Коваля - это путь к самому себе, — полагает старожил пермского театра. — А это сейчас, когда столько много наносного, лишнего, дорогого стоит. Хочется как можно большему числу людей открыть этот путь.
Ссылки по теме:
Строки дня. Юрий Коваль — 04.07.2015
Поющие «ковалелюбы» и Дедморозовка — 06.12.2016