САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Толстой попал в комикс

Как рисованные истории завоевали мир и заставили детей думать

преступление-и-наказание-комикс
преступление-и-наказание-комикс

Текст: Наталья Лебедева

Фото: "Достоевский Комикс"/Dostoyevsky Comics Издательство: Drawn & Quarterly, 2000/unicomics.ru

Наталья Лебедева

4 октября на прилавках французских магазинов появится 148-страничная книга комиксов по мотивам «Дневника Анны Франк». Автор Дэвид Полонский не сразу согласился взяться за эту работу, но потом изменил свое решение ради того, чтобы рассказать историю девочки, погибшей в концлагере Берген-Бельзен, молодому поколению.


В Японии огромной популярностью пользуются комиксы, или манга, как они их называют, по мотивам произведений Достоевского и Толстого.


«Преступление и наказание» и «Война и мир» выходят миллионными тиражами. А первый «комиксизированный» Раскольников совершил свое преступление в манга-версии еще в 1953 году.

Если в формат комикса можно переложить все что угодно, даже «Капитал» Карла Маркса, что, собственно, и сделали все те же японцы, то почему бы не использовать этот жанр для популяризации хорошей литературы среди подрастающего поколения. Может, вместо комиксов про супергероев они с не меньшим удовольствием будут читать и рассматривать комиксы про похождения Чичикова, а потом, увлекшись сюжетом, вдруг захотят открыть и прочитать оригинальные «Мертвые души»?

директор издательства комиксов Бумкнига Дмитрий Яковлев

Организатор Международного фестиваля рисованных историй «Бумфест» и директор издательства комиксов «Бумкнига» Дмитрий Яковлев: Эта идея не нова. И я бы не стал ориентироваться в этом вопросе на Японию. В этой стране настолько развита культура комиксов, что в этом формате они издают все, начиная от инструкций и заканчивая авторскими художественными произведениями. По-настоящему хороших адаптаций литературных произведений очень мало. В большинстве случаев они напоминают книжки с кратким содержанием и вольным обращением с сюжетом. Художественной ценности они обычно не представляют. И сразу хочу предупредить, комиксы нельзя смотреть как кино, их надо читать. Это достаточно сложно, особенно если у тебя нет навыка.

И если в высшей школе комиксы уже давно стали предметом серьезного научного изучения — пишутся дипломы, защищаются диссертации и собираются международные конференции, то в средней школе изучать комиксы начнут еще не скоро. И главная причина - предубеждение, подогреваемое, по мнению Яковлева, огромной массой ширпотребной супергеройской и окологеройской продукции.

— Почему-то в кинематографе никого не смущает, что выходят сотни очень слабых фильмов и единицы хороших. А с комиксами все иначе — зашел в магазин, взял один комикс, полистал, другой, а там монстры, драка, кровища… Человеку со стороны трудно с первого раза попасть на что-то стоящее, — объясняет он.

Но российский рынок комиксов меняется на глазах.


За последние 5—7 лет появилось большое количество независимых издательств, которые специализируются именно на комиксах.


Крупные издатели вроде «Азбуки» или «Эксмо» тоже занимаются изданием комиксов. А вот с читательской аудиторией все гораздо сложнее.

Самая массовая аудитория у комиксов компании «Марвелл», но в последние годы она расти перестала. Комиксов выходит все больше и больше, а читателей больше не становится. В основном это молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет, чьи материальные возможности ограничены, а значит, они не могут покупать все, что выходит. Хотя еще пять лет назад они скупали все. А вот аудитория того, что называют графическим романом, становится больше. Вырастают вчерашние подростки — фанаты супергероев, которые хотят чего-то нового и более серьезного. Пополняется она и за счет тех, кто читает традиционную современную литературу, — резюмирует Яковлев.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Зачем нужно изучать комиксы в школе? Чем хороший комикс отличается от плохого? И что нужно делать сначала — рассматривать картинку или читать текст? Обо всем этом порталу ГодЛитературы.РФ рассказал соруководитель Московского комикс-клуба, переводчик и исследователь европейского комикса Михаил Хачатуров

Михаил-Хачатуров-рассказывает о комиксах

Михаил Хачатуров: В Европе те вопросы, которые вы поднимаете, были решены еще несколько десятилетий назад. Французы, например, давно пришли к выводу, что комиксы не только не мешают читать литературу в классическом понимании, а наоборот — и это подтверждено многочисленными исследованиями, — помогают приобщить ребенка к чтению. Чем больше комиксов читает ребенок в детстве, тем больше книг и с большим удовольствием он прочитает, когда вырастет. Правда, есть один нюанс. В отличие от США и Японии, где большая часть тиражей комиксов — это дешевые издания, которые прочитываются и выбрасываются, во Франции комикс — это предмет коллекционирования. Там комиксы стоят в библиотеках на одних полках с обычными книгами, являются важной частью литературного процесса и входят в обязательную школьную программу. Альбомы из серии «Приключения Тинтина» или «Приключения Астерикса» изучаются наравне с произведениями Гюго, Вольтера и Золя.


В хороших комиксных произведениях раскрываются те же важнейшие жизненные коллизии, что и в обычной литературе.


Педагоги давно заметили, что дети, которые с раннего детства читают комиксы, лучше умеют думать. Я часто слышу от взрослых, которые впервые сталкиваются с комиксами, что их трудно читать. Непонятно, что делать сначала: читать текст или рассматривать рисунок. Неподготовленного читателя это сбивает с толку, потому что зрительная информация и текстовая воспринимаются разными полушариями мозга. А ребенок совершенно спокойно может делать это одновременно. Эта привычка хорошо активизирует работу мозга. Так что


польза от чтения комиксов очевидна, проблема только в одном — как выбрать качественное произведение.


Сразу же возникает вопрос: а есть ли у нас, в России, качественные детские комиксы? На полках магазинов в первую очередь бросаются в глаза комиксы со всевозможными монстрами и супергероями, которые я своему ребенку купить не готова.

Михаил Хачатуров: Супергерои — это отдельная тема. Они рассчитаны не на детей, а на подростков и тех, кто вырос, но не изменил своим интересам.

Настоящие детские комиксы, как и хорошая детская литература, имеют двойное назначение: их с удовольствием читают дети и взрослые. Всю классическую детскую литературу не зазорно читать и во взрослом состоянии. Авторы стараются придумать что-то удивительное и приключенческое для детей и одновременно поднимают проблемы, непонятные детям, но важные для взрослых, используют тонкую игру слов. Комикс — это в хорошем смысле семейное чтение.

В России издатели уже поняли, что пора выпускать не только коммерчески выгодные комиксы про супергероев, но и что-то в хорошем смысле детское. Но отечественных авторов пока немного, в основном это переводные издания. Наверное, лучшее и пока единственное хорошо представленное на рынке — это серия «Кешка» Андрея и Натальи Снегиревых. Этому герою более 20 лет, на нем уже целые поколения выросли.

А комфортно ли работать в России авторам взрослых графических романов?

Михаил Хачатуров: Очень непросто. Рынок не готов оплачивать очень кропотливый труд художников.


На создание одной книги уходит не меньше года,


и этот год автору нужно как-то питаться. Многие художники именно по этой причине чаще издаются за рубежом, в той же Франции или Америке. Те же, кто издается здесь, делают это из чистого энтузиазма.

Расскажите немного, как вы работаете с издательствами, как выбираете книги для перевода.

Михаил Хачатуров: Как и у всех переводчиков: что-то ты предлагаешь издателю, что-то издатель предлагает тебе. Пока чаще работает вторая схема. Издатели не хотят рисковать, доверяясь мнению со стороны. И их можно понять, потому что комикс пока остается рискованным направлением в книгоиздании. Никогда не знаешь, что выстрелит, а что провалится, если, конечно, не брать во внимание ширпотреб, подверстанный под выход американских блокбастеров. В этом случае издатель может быть уверен в гарантированной прибыли на волне популярности того или иного киногероя.

Радует то, что все больше издательств начинают смотреть на комиксы как на равноправного участника книгоиздательского процесса.

СОВЕТ ОТ МИХАИЛА ХАЧАТУРОВА

Какие комиксы купить ребенку?

Михаил Хачатуров: Издательство «Бумкнига», на мой взгляд, запустило гениальную серию «Ариоль» Эммануэля Гибера. Автор как бы вспоминает себя в детстве и рассказывает о проблемах, с которыми сталкивается каждый 8—10-летний мальчишка. Серия получилась серьезной и озорной одновременно.

Издательство «Миф» стало выпускать хорошие детские комиксы. Например, серия «Дневники Вишенки» про девочку 10 лет, которая мечтает стать писательницей. Она начинает наблюдать за людьми и расследовать всевозможные интересные события. Другая их серия «Звездный замок» понравится любителям фантастики и приключений в духе Жюля Верна.

Ссылки по теме:

Перед «Бумфестом». Море, тролли и якутская манга - 19.09.2017

Другие комиксы - 10.08.2016

«Комикс является универсальным жанром» - 17.09.2015

Нарисовать войну - 17.02.2016

Комиксы по Платонову издали в Воронеже - 17.02.2016

Что за «КомМиссия»?! - 29.04.2015

«КомМиссия» Олега Дивова - 05.04.2015