САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Незнакомая Астрид Линдгрен

22 ноября 2017 года исполняется 110 лет со дня рождения одного из писателей, определивших лицо второй половины XX века

Текст: ГодЛитературы.РФ

Фрагмент книги предоставлен издательством "Белая ворона"

22 ноября 1907 года родилась писательница, о которой, кажется, мы знаем всё. Карлсон, Пеппи, Ронни — друзья нашего детства и детства наших детей, а у кого есть внуки — и внуков… И в то же время, как выясняется, не знаем ничего. Недавно в издательстве «Белая ворона» увидела свет необычная книга, подписанная именами двух соавторов — всемирно известной писательницы

Астрид

Линдгрен, и никому не известной Сары Швардт, которая с ней, оказывается, состояла в многолетней частной переписке.

Знаменитые писатели еще задолго до твиттера и фейсбука получали множество писем от поклонников. А писатели детские — множество писем от детей. Это в порядке вещей. Уникальность случая, приведшего к появлению этой книги, в том, что 65-летняя Линдгрен не просто ответила 12-летней девочке, которая начала с заявления, что является идеальной кандидатурой на роль Фиддели — героини даже не книги Линдгрен! - но и вступила с ней в переписку, которая, будучи весьма интенсивной первые восемь лет, продолжалась, хоть и нерегулярно, тридцать лет, до самой смерти Линдгрен, когда девочка давно выросла. И передала эти письма в архив Королевской библиотеки Швеции. А в 2010 году дала согласие на публикацию. Стоит отметить еще два обстоятельства. Во-первых, две «подруги по переписке» так никогда и не встретились. А во-вторых — девочка, чьи "зацепившие" Линдгрен письма свидетельствуют не только о начале подросткового бунта и не самой счастливой жизни, но и явной незаурядности, выросши, вышла замуж и никаких следов ни в какой сфере деятельности не оставила.

По нашей просьбе главный редактор издательства «Белая ворона» Ксения Коваленко (сама — переводчик со шведского) прокомментировала выход этой необычной книги.

Ксения Коваленко издательство белая ворона

В последние годы на волне интереса к шведской литературе было много сказано об

Астрид

Линдгрен - и хорошего, и плохого: от дифирамбов до разоблачений и обвинений. В России вышла ее первая за много лет биография. Книги

Астрид

Линдгрен наконец были изданы с оригинальными шведскими иллюстрациями, как и во всем мире. В «Доме кино» показали замечательный фильм Кристины Линдстрем «

Астрид

». Мы узнали о ее слабых сторонах, и многим это было не по душе,

Астрид

перестала быть «великой сказочницей» и превратилась в обычного человека: она влюблялась в неподходящих мужчин, боялась советской власти, отдавала ребенка на воспитание в чужую семью. Отношение к творчеству

Астрид

Линдгрен стало более противоречивым, но ясно одно. Перед нами удивительный пример последействия. Идеи и высказывания

Астрид

остаются одинаково актуальными 60 лет спустя — так, будто это было сказано вчера применительно к современному человеку и нашей сегодняшней жизни. Ее книги навсегда изменили отношение к ребенку во всем мире, поставив его на одну ступень с взрослыми. Они изменили жизни многих людей и, кажется, еще долго будут продолжать менять мир к лучшему.

Астрид

Линдгрен, Сара Швардт. «Ваши письма я храню под матрасом»

М.: Белая ворона, 2017, перевод со шведского Екатерины Чевкиной

1971

Хотите сделать меня СЧАСТЛИВОЙ?

[1971-04-15]

Здравствуйте,

Астрид

Линдгрен. Меня зовут Сара Юнгкранц […] (если захотите ответить) […] (если позвоните). Мне 12 лет.

Я стану актрисой. Это не я одна так считаю. По-моему, вы отлично пишете. Но вот зачем понадобилось снимать кино по Пеппи и Карлсону? А теперь еще и по Эмилю.

Когда-то по телевизору вы и еще другие сказали, что можно записаться на кинопробу на Пеппи, — я так обрадовалась. Я думаю, я смогла бы быть Пеппи. А меня даже на пробу не позвали. Фильмы про Пеппи — одно сплошное расстройство, забавные, конечно, но до книги им далеко. Ингер Нильссон сыграла не то чтобы плохо, но в книжке Пеппи гораздо лучше. Роль, видимо, трудная. Книжку я обожала, а теперь почти не помню, какая она, Пеппи. А Томми и Аннику, по-моему, сыграли просто безобразно. Прямо видно, как они выделываются. И почему такие современные костюмы? Хотелось бы, чтобы у Анники было кружевное платье и косички.

Теперь насчет Карлсона, который живет на крыше. Всего я, разумеется (к счастью), не смотрела. Только куски по телевизору. Но хуже исполнителя я не видела.

И вот теперь выходит Эмиль. Я надеялась, хоть его-то не тронут. Вы не представляете, что вы создали.

Кстати, о последней книжке, желтой «ЖИВ ЕЩЕ ЭМИЛЬ ИЗ ЛЁННЕБЕРГИ». Меня она немного расстроила. Такое впечатление, что и вы и Бьорн Берг пытались изменить Эмиля, сделать посмешнее. Рисунки небрежные, какие-то карикатуры. Вы что ли забыли, как он выглядит?

Теперь я скажу вам одну вещь. По-моему, Гюннель Линде тоже очень хорошая писательница. ЕЕ КНИГУ «БЕЛЫЙ КАМУШЕК» Я ПРОЧИТАЛА РАЗ ТЫЩУ КАК МИНИМУМ. ВЫ ЖЕ ЗНАЕТЕ, ЧТО ПО НЕЙ ТОЖЕ БУДУТ СНИМАТЬ КИНО? Я МЕЧТАЮ И МОЛЮ БОГА, ЧТОБЫ МЕНЯ ВЗЯЛИ НА РОЛЬ ФИДДЕЛИ. Я ИМ ВСЕ ОТПРАВИЛА, НО НИКАКОГО ОТВЕТА НЕТ. МОЖЕТ, ПОТОМУ ЧТО Я НА 1 ГОД СТАРШЕ. НО МНОГИМ КАЖЕТСЯ, ЧТО Я ВЫГЛЯЖУ ЛЕТ НА 10–11, ПОТОМУ ЧТО НЕДОРАЗВИТАЯ. КАК-ТО Я ВИДЕЛА В «УГОЛКЕ ХЮЛАНДА» ТРЕХ ДЕВОЧЕК, ОТОБРАННЫХ НА КИНОПРОБУ, — КАК ЖЕ Я ПЛАКАЛА. Я ИХ НЕНАВИДЕЛА, ВЕДЬ НА ИХ МЕСТЕ ДОЛЖНА БЫЛА БЫТЬ Я!

В ОБЩЕМ, КАКОЕ-ТО ВРЕМЯ НАЗАД Я НАПИСАЛА ИМ, ЧТО ХОЧУ СНЯТЬСЯ В ПРОБЕ ДЛЯ ТЕЛЕПРОГРАММЫ «В ГОСТЯХ У». Я КАК ТОЛЬКО ВЫСТУПИЛА (ЕЩЕ НЕ ЗНАЮ, ПОКАЖУТ МЕНЯ ИЛИ НЕТ), СРАЗУ ПОПРОСИЛА ИМ ПОМОЧЬ МНЕ ПОПРОБОВАТЬСЯ НА ФИДДЕЛИ. КОГДА Я УЖЕ СОБРАЛАСЬ УХОДИТЬ, КАК ПОДХОДИТ КО МНЕ ИХ ГЁТЕБОРГСКИЙ ПРОДЮСЕР (ОН ХРОМОЙ, НО Я НЕ ЗАМЕТИЛА) И ГОВОРИТ, ЧТО ЗНАЕТ ГЮННЕЛЬ ЛИНДЕ И ПОЗВОНИТ ЕЙ И СПРОСИТ. Я ЗАГЛЯНУЛА ЕМУ В ЛИЦО И ПРЯМО ПОЧУВСТВОВАЛА ТЕПЛО. ПОЧЕМУ-ТО СТАЛО ЕГО ТАК ЖАЛКО, ОН КАЗАЛСЯ ТАКИМ МИЛЫМ И ГРУСТНЫМ. ЭТО БЫЛ ОДИН ИЗ САМЫХ ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ, КАКИХ Я ВСТРЕЧАЛА. С ТЕХ ПОР ОТ НЕГО НИЧЕГО НЕ СЛЫШНО, НО Я ВСЕ ВРЕМЯ НАДЕЮСЬ, ЧТО ФИДДЕЛИ СЫГРАЮ Я. ВАМ ЭТО СТРАННО, НАВЕРНОЕ, А ДЛЯ МЕНЯ ЭТО ДЕЛО РЕШЕННОЕ. НО ИНОГДА ВДРУГ СТАНОВИТСЯ СТРАШНО, И ДУМАЕШЬ: «ВДРУГ ЭТО БУДЕТ КТО-ТО ДРУГОЙ! Я СЛИШКОМ БОЛЬШАЯ». НО ОДНО Я ЗНАЮ. ЕСЛИ РОЛЬ ДОСТАНЕТСЯ КОМУ-ТО ЕЩЕ, Я БУДУ ПЛАКАТЬ. ДОЛГО ПЛАКАТЬ.

НО ЕСЛИ Я ЕЕ ПОЛУЧУ, ЭТО БУДЕТ САМЫМ ЧУДЕСНЫМ, ЧТО ТОЛЬКО МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ. БОЛЬШЕ НИКТО НЕ ПОСМЕЕТ МЕНЯ ИЗВОДИТЬ И ДРАЗНИТЬ.

НУ ПОЖАЛУЙСТА, ПОЖАЛУЙСТА, АСТРИД ЛИНДГРЕН. НИКОГДА БЫ НЕ СТАЛА ВАС ПРОСИТЬ, ЕСЛИ БЫ ЭТО НЕ БЫЛО ДЛЯ МЕНЯ ТАК БЕСКОНЕЧНО ВАЖНО. ПРОШУ ВАС СДЕЛАТЬ ВСЕ, ЧТО В ВАШИХ СИЛАХ, ЧТОБЫ МНЕ ПОПАСТЬ НА КИНОПРОБУ, ХОТЯ МНЕ УЖЕ 12 ЛЕТ. Я ЗНАЮ, ВЫ ИМЕЕТЕ ВЛИЯНИЕ.

Я ТАК ВАМИ ВОСХИЩАЮСЬ.

Я жду ответа.

Сара Юнгкранц

P.S. Само собой, я хорошо играю на сцене. И знаю, что роль Фиддели прямо скроена под меня. Деньги, которые я заработаю, пойдут в «Спасем детей», это я давно решила. Сара ПОМОГИТЕ МНЕ! ЕСЛИ Я ПОПРОБУЮСЬ, ВЫ НЕ ПОЖАЛЕЕТЕ. И вы сделаете меня самой счастливой девочкой на свете, если поможете сбыться моей мечте. Потому что я мечтаю об этом.

Это письмо очень важное. Его пишет очень одинокая девочка.

САРА — ФИДДЕЛИ

1972

[1972-03-27]

Дорогая Сара Юнгкранц, бог знает, сколько времени твое письмо пролежало без ответа, думаю, страсть как долго, так что ты, может, и сама уже про него позабыла. Письмо-то по-настоящему интересное, в нем ты выворачиваешься то на лицо, то наизнанку, и винишь себя, что «написала глупость», нет, это не глупость и ты совсем не дура — видимо, я написала тебе что-то, что тебя расстроило, я уже не вспомню что, во всяком случае, я этого не хотела. Охохонюшки, мы все иной раз понапишем такого, чего и думать не думали! А что, по-моему, ужасно, так это что ты — после такого честного письма — столько времени дожидалась ответа. Прости меня, если можешь. Я часто уезжаю, а когда возвращаюсь, дома ждут целые горы писем, твое-то я сразу отложила, поскольку обычной парой строчек в ответ тут не отделаешься.

Как бы то ни было, Сара, я надеюсь, что сейчас тебе живется хорошо. Ты написала про однокашницу, которая унижала тебя много лет подряд, — вряд ли ты в дальнейшем позволишь кому бы то ни было так с собой обращаться, но я понимаю, какой это был для тебя кошмар.

Не обижайся, что я не ответила раньше, не надо! И пусть весеннее солнышко светит и тебе, и мне.

Астрид

Линдгрен

Суббота [Апрель 1972]

Сара моя Сара, ты написала длинное и такое прекрасное письмо, что я теперь поневоле все время о тебе думаю. Как я понимаю, ты из тех, кому в жизни приходится непросто, именно потому, что ты человек с развитым интеллектом и чуткими нервами — такие подростки всегда все принимают близко к сердцу и видят, сколько на свете происходит несчастий и нелепостей. Те, кого ничего не волнует, кто думает только, как бы покомфортнее провести время, никогда не попадут в подростковую психиатрическую клинику — для меня это означает только то, что ты ранимый человек и ничего больше, я правда считаю, что это ни в какой, даже мало-мальской степени не означает, что ты побывала в сумасшедшем доме или что ты сумасшедшая. О-хо-хо, думаю, психиатрическая клиника скоро всем нам понадобится, вот только поможет ли. Хотя тебе ведь вроде помогло — по крайней мере я надеюсь. А на идиотов с допотопными представлениями о психиатрии постарайся не обращать внимания. Знаешь, что меня мучает еще больше после этого твоего письма — что предыдущее столько пролежало без ответа, а тебе в это время приходилось так тяжко. Ты пишешь, что «сейчас у меня все в общем хорошо» — надеюсь, «в общем» не означает, что ты не совсем уверена в этом «хорошо». Ты называешь себя «некрасивой, глупой, тупой, ленивой». Что ты не глупая и не тупая, можно с уверенностью сказать по твоим письмам, насчет остального судить не берусь. Но в тринадцать лет уродом себя считает каждый, я в этом возрасте была убеждена: я самая некрасивая и никто никогда в меня не влюбится, — но постепенно убедилась, что все не настолько страшно. Думаю, так же будет у тебя. Знаешь, чего я от всей души желаю и на что надеюсь? Что ты выдержишь все то трудное, что, по-видимому, происходит в твоей жизни, не ища утешения, — как многие из нынешней молодежи, — в том, что дает временную передышку от ужаса и горя, но потом все становится в десятки раз хуже, — я имею в виду выпивку и наркотики. У меня нет ни малейших оснований так про тебя думать, но сама знаешь, когда человеку тоскливо и горько, он хватается за что угодно, лишь бы помогло, — за что угодно, за что угодно. Вот сейчас я желаю изо всех сил, чтобы ты все одолела — сама, без допинга. Ведь даже за такую вещь, как курение сигарет, нашему телу, которое нам досталось и будет с нами, пока мы живы, приходится страшно расплачиваться. Не думай, я не собираюсь пугать тебя старушечьими страшилками. Я просто хочу хочу хочу, чтобы у тебя все было хорошо, Сара тринадцати лет!

Хотелось бы знать, почему ты так боишься темноты, есть какие-нибудь предположения, с чего это у тебя? Сама я никогда ее ни капли не боялась, поэтому не представляю, как это, но думаю, что ужасно. Как жаль, что ты не выросла на том смоландском хуторе — тогда все было бы по-другому. Я очень хорошо понимаю твою любовь к Смоланду — я так же люблю Нэс, это хутор, где выросла я сама, и прототип Бюллербю.

Была бы рада получить твою фотокарточку, хоть самую маленькую. Слушай, а что, в Ульрисехамне нет ни одной театральной студии? Может, при Городской библиотеке? Как я понимаю, игра на сцене помогла бы тебе многое выплеснуть. Ты сможешь стать и настоящей актрисой, но мне не кажется, что киносъемки в подростковом возрасте как-то могут в этом помочь. В отличие от школьного образования — но ты же ленивая, говоришь? По-моему, без школьного образования актрисой не стать, так что уж придется подналечь на учебу. Может, тебе это и не нужно, но постарайся почувствовать, с какой силой я желаю, чтобы ты справилась. И чтобы больше не «убегала, воровала или прогуливала».

Как бы устроить, чтобы эти письма больше никто не прочел? Могу я писать тебе все что угодно? До свидания, Сара моя Сара!

Астрид