Текст и фото: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь
— В жизни мне сопутствует поэтическая проза Айтматова. Еще готовясь к съемкам в «Первом учителе», прочитала все его ранние повести и продолжала читать все, что он писал потом. Готовясь сейчас к выступлению в Перми, заглянула в его книги еще раз и убедилась — с такой любовью к людям, с таким пониманием человека, от безродной сироты из киргизского аила до самого Чингисхана, мало кто творил. Я женщина, и мне было необычно и очень интересно почувствовать себя Чингисханом, принять на себя его образ мыслей, понять природу его устремлений и жажду… господства.
Отдавая дань уважения всем другим, считаю Айтматова крупнейшим писателем XX века, чье творчество необходимо в веке XXI.
Считаю, он незаслуженно обойден Нобелевской премией.
Навсегда запомнился миг первой встречи с ним. Готовились съемки «Первого учителя»; кинопробы съемочная группа смотрела без нас. Открылись двери, и вместе с <Андреем> Кончаловским из зала вышел красивый мужчина. Андрон сказал: «Хочу вас познакомить. Это Чингиз Айтматов».
Его взгляд… Внимательный, проникновенный, очень теплый, полный доброты и мудрости. Айтматову тогда было тридцать пять лет, — и он уже был лауреатом Ленинской премии, — а такая глубина была в его глазах, что показалось, вся моя душа там отразилась. Позднее подумалось, что большие писатели, наверное, так и смотрят. Конечно, ему было небезразлично, что за девочка будет играть его любимую Алтынай.
Взор его помню, а о чем шла беседа, нет. Я ужасно застеснялась тогда, отвела глаза, не знала, что говорить.
Конечно, потом волнение изгладилось. Мы семьей с писателем дружили, он в гостях бывал у нас, часто пересекались потом на всевозможных фестивалях и церемониях.
Когда великий человек уходит из жизни, это всегда происходит внезапно.
Сейчас мне кажется, что я чаще должна была с ним разговаривать, больше спрашивать, настойчивей интересоваться его мнением...
Я снималась всего в двух экранизациях повестей Чингиза Торекуловича: в «Первом учителе» и «Джамиле», — тем более польстило, что Международная академия Айтматова (Aitmatov Academy. — Прим. ред.) — она действует в Британии — признала меня самой айтматовской героиней. По такому поводу в 2012 году мне там вручили красивый приз.
Также с детства люблю историческую литературу: поглощала романы Владислава Яна, Валентина Пикуля. Когда недавно родился внук, Тимуром назвали — в честь Тамерлана.
Читать по теме: