САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

10 главных книг за 10 лет

Самые яркие книги и авторы «Редакции Елены Шубиной»

10-главных-книг-редакции-Елены-Шубиной
10-главных-книг-редакции-Елены-Шубиной

Текст: Фёдор Косичкин

Обложки с сайта ast.ru

Не всякая редакция в состоянии устроить фестиваль «имени себя», не наскучив собравшимся; но к «Редакции Елены Шубиной» это не относится. Согласно сайту АСТ, в ее портфеле 179 наименований, то есть она готовила к печати почти по 18 книг в год. Это кажется немного; но каждая книга обозначила собой новый тренд в русском книгоиздании.

Напомним десять книг «Редакции Елены Шубиной», хорошо это показывающих.

1. Михаил Шишкин, «Письмовник» (2010) — премия «Большая книга»

Большой роман с неспешно развивающимся действием и тщательно отточенной фразой. «Продолжение традиций классической русской литературы!» - поспешили провозгласить критики… пока не обнаружили в нем острых постмодернистских «фишек». 

   

2. Павел Басинский, «Бегство из рая» (2010) — премия «Большая книга»

Может ли строго документированное литературоведческое исследование читаться как захватывающий детектив? Павел Басинский доказал, что может. 

 

  

3. Евгений Водолазкин, «Лавр» (2012) — премия «Большая книга»

А может ли стать бестселлером роман о событиях XV века, наполненный филологическим щегольством и резкими стилистическими стыками, но без батальных и почти без любовных сцен? Оказалось, что может. 

   

4. Дмитрий Данилов, «Описание города» (2012)

Маленькая книжечка экспериментальной прозы. Формально это путеводитель, но к «настоящим» путеводителям она имеет такое же отношение, как «Путешествия Гулливера», потому что настоящий его герой — не угадываемый город Брянск, а только язык его описания. Что и отражено в названии. 

   

5. Майя Кучерская, «Тётя Мотя» (2012)

У иностранца, взявшегося бы судить о постсоветских женщинах по романам 90-х и нулевых, может сложиться впечатление, что все они или проститутки-содержанки, или хищницы-бизнесвумен. Филологиня Марина, она же Мотя — именно что обычная молодая женщина, не героиня и не антигероиня, со своими слабостями и достоинствами. Эдакая «тётя-мотя» - близкая и понятная. 

   

6. Захар Прилепин, «Обитель» (2014) — премия «Большая книга»

Первый неавтобиографический большой роман автора «Патологий» и «Саньки» встретил разноречивую реакцию. Пишет о Соловках — значит, сталинист! Но ведь вроде разоблачает? Да, но как-то двусмысленно. Как бы там ни было, выход этого романа вывел бесконечные исторические споры на новый уровень. 

   

7. Гузель Яхина, «Зулейха открывает глаза» (2015) — премия «Большая книга»

Еще большее расхождение вызвала дебютная книга Яхиной. Она пишет о раскулаченных — но получается так, что в невыносимых условиях ссылки Зулейха из забитой крестьянки становится свободной женщиной… «Все сложно» бывает не только в личных отношениях, но и в отношении к историческим событиям.

8. Василий Авченко, «Кристалл в прозрачной оправе» (2015)

А вот это, в отличие от книги Данилова, — краеведение настоящее, в лучшем смысле этого слова. Владивостокский автор влюблен в свой край и пишет о нем с вдохновением и знанием дела. 

     

9. Леонид Юзефович, «Зимняя дорога» (2016) — премия «Большая книга»

Становясь старше, Юзефович все дальше продвигается в сторону документального романа. И описывая малоизвестный, но от этого не менее кровавый эпизод Гражданской войны, продвинулся почти до чистого документа. 

   

10. Елизавета Глинка. «Доктор Лиза Глинка: "Я всегда на стороне слабого". Дневники, беседы» (2017)

Самый рискованный на данный момент жанровый эксперимент Елены Шубиной: книга, полностью составленная из документов: записей в ЖЖ, интервью и воспоминаний о трагически погибшей Елизавете Глинке. Можно ли это считать «прозой XXI века»? Еще через десять лет будет видно.