САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«В чепце, в старинном одеянье…»

260 лет назад, 10 апреля 1758 года, в семье крестьянина Родиона Яковлева родилась дочь Ирина

Игорь Шаймарданов Арина Родионовна
Игорь Шаймарданов Арина Родионовна

Текст: Дмитрий Шеваров/РГ

Игорь Шаймарданов. «Венок из одуванчиков». Из цикла работ, созданных к 200-летию Арины Родионовны

Шеваров Дмитрий Геннадьевич

В Петербурге в выставочном зале «Смольный» открылась выставка, приуроченная к 260-летию со дня рождения няни великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина — Арины Родионовны. На выставке представлены картины петербургского художника-пушкиниста Игоря Шаймарданова, создавшего серию работ, посвященных няне поэта. По замыслу художника в галерее образов Арины Родионовны перед зрителем предстают словно забытые, потемневшие от времени прижизненные портреты, стилизованные под старинные полотна начала XIX века. Отдельный интерес представляют редкие издания произведений А. С. Пушкина и памятные медали в честь Арины Родионовны и Александра Сергеевича, созданные скульптором-медальером, членом Союза художников России Георгием Постниковым.

В дни работы выставки в выставочном зале «Смольный» пройдет итоговый этап музейно-школьного проекта «Литературный багаж» с участием музея «Дом станционного смотрителя».

Выставка «ДР Арины Р» продлится до 4 мая.

Из Петербурга серия портретов «ДР Арины Р» отправится в музеи Ленинградской области. С 18 мая по 31 июля выставка пройдет в музее «Домик няни А. С. Пушкина» (Гатчинский район, д. Кобрино, д. 27), с 1 августа по 30 сентября — в музее-усадьбе «Суйда» (Гатчинский район, п. Суйда, ул. Центральная, д. 4).

Что соединяет нас с предками и друг с другом? По большому счету это Бог, Россия и Пушкин.

Мы редко об этом вспоминаем, поскольку и без того устаем от пафоса. Вообще, если тебе не двенадцать лет, мыслить о высоком трудно. Еще труднее представить себе человека, который всю свою жизнь посвятил размышлениям только об этом: о Боге, России и Пушкине.

Но такой человек живет среди нас. Его фамилию невозможно забыть: Непомнящий.

Валентин Семенович Непомнящий. Назвать его литературоведом-пушкинистом, как это делают обычно, значит, недоговорить чего-то главного.

Валенти́н Семёнович Непо́мнящий (род. 9 мая 1934, Ленинград)

Литературовед имеет дело с частностями, он изучает классику путем разбора и анализа. Валентин Непомнящий не разбирает, а просто читает Пушкина, освобождая его от пут навязанных трактовок. Возвращает нашей душе то цельное и свежее восприятие Александра Сергеевича, которое нам дарили в детстве мамы, бабушки и няни.

Поэтому Непомнящий прежде всего - великий читатель, просветитель, а потом уже тонкий филолог. Когда ты слышишь, как Валентин Семенович читает "Евгения Онегина" или "Медного всадника", то кажется: Пушкин впервые открылся перед тобой!

А самого Непомнящего привел к Пушкину... Дон Гуан. Валентин, учась на классическом отделении филфака МГУ, занимался в театральной студии и играл на сцене коварного соблазнителя. Как вспоминает Валентин Семенович, "при произнесении пушкинского текста мне стало открываться в Пушкине что-то такое, что и сделало меня в дальнейшем пушкинистом".

С дипломом преподавателя греческого и латинского языков Валентин работал в многотиражке швейной фабрики, правил чужие заметки, а для души писал о Пушкине. Его первые же статьи привлекли внимание Ахматовой и Чуковского, Твардовского и Товстоногова, Свиридова и Солженицына...

Очень обидно за нынешних школьников, да и за всех нас - книги Валентина Семеновича Непомнящего, как и диски с записями его выступлений, отыскать сложно.

Однажды в юности мне попалось на глаза эссе Непомнящего с удивительным для газеты (оно было опубликовано в "Советской культуре") названием "Мамушка". Это глубокое и нежное слово о няне Пушкина навсегда запомнилось мне.


И когда я узнал, что в этом году исполняется 260 лет со дня рождения Арины Родионовны, первое, что мне вспомнилось, - это "Мамушка" Непомнящего.


Друзья из дома-музея Чуковского помогли мне найти ту давнюю публикацию, и сегодня перед вами - отрывок из нее. Простите, что такой маленький. А Валентину Семеновичу мы шлем поздравления со Светлым Христовым Воскресением!

КСТАТИ

За годы, прошедшие со времени публикации Валентина Непомнящего, памятники Арине Родионовне появились в Захарове, Пскове, Воскресенском (родном селе пушкинской няни), Болдино... Но - не в Москве.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Валентин Семенович - об Арине Родионовне

Когда Пушкина вышвырнули в 1824-м из Одессы, упрятав в тишь и глушь, она защитила его от гонения и тоски. Защитила как могла: рассказами о старине, песнями, сказками, долгими, неторопливыми разговорами за полночь. Она защитила его своей любовью.

Об Арине Родионовне мы чаще всего говорим либо в сентиментально-биографическом ключе, либо в связи со сказками, песнями, которые он от нее записал. Но есть тема не менее серьезная, и она ждет, чтобы в нее вдумались. Это тема влияния Арины Родионовны на творческий и духовный мир величайшего нашего поэта.

Очень важно понять, как бесконечно мы обязаны Арине Родионовне Яковлевой. Возьму на себя смелость сказать, что эта женщина заслуживает памятника на родине Пушкина в Москве... Пусть сидит она, уронив руки со спицами, и ожидающе смотрит вдаль...

«Советская культура», 6 февраля 1981

 Игорь Шаймарданов, известный петербургский художник, специально к юбилею всемирно известной «Мамушки» создал серию образов Арины Родионовны. По признанию самого автора, ему хотелось «…придумать галерею как будто забытых прижизненных портретов Арины Родионовны, нарисованных на случайно подвернувшихся промасленных бумагах псковским землемером в далекие зимние вечера. Потемневших от времени, плохо сохранившихся, но несущих эффект присутствия и взаправдашности. Хотелось вовлечь зрителя в эту игру, в это ощущение причастности и свидетельствования двух зим и двух лет пребывания поэта в Михайловском».

«Что мы знаем об Арине Родионовне? И много и мало. Мало для того, чтобы писать монографию, но много для того, чтобы досочинить, домыслить, дофантазировать, например, художнику… В нашем воображении она совсем не похожа ни на няню из «Евгения Онегина», ни на Наину из «Руслана и Людмилы», ни на старушку-мать из «Домика в Коломне» и даже ни на Марию Алексеевну Ганнибал, родную и любимую бабушку Александра Сергеевича, которую он упоминал в своих стихах. Все они, и даже Мария Алексеевна, как это ни странно, предстают в нашем воображении как персонажи произведений Пушкина, не более, а при одном упоминании Арины Родионовны невольно лицо добреет, а у особо сентиментальных личностей даже появляется улыбка. И потом, Арину Родионовну вспомнят все, даже «непроходимые двоечники», а перечисленных выше «героев» только пушкинисты, да жители культурной столицы и еще, может быть, Пушкиногорья, и то есть риск, что не все...»