САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Саша Игин. Старая доска

Проголосовать за лучший рассказ конкурса о спортивных и жизненных победах «Игра, изменившая жизнь» можно до 25 мая (до 23:55)

Конкурс короткого рассказа «Игра, изменившая жизнь» голосование
Конкурс короткого рассказа «Игра, изменившая жизнь» голосование

Саша Игин, г. Москва

Старая доска

Юлик Вертушкин, ученик пятого класса «Б» обычной московской школы, был словно создан для того, чтобы изводить родителей своим упрямством.

Его папа считал, что таким способом сын-Юла демонстрирует своё желание думать самостоятельно, мама же - что так он отстаивает свои убеждения. Каждый из них втайне друг от друга старался поощрять в сыне независимость, не замечая, как он начал превращаться из ребенка в маленького монстра.

Юлик, как и все мальчишки, был довольно ленив к урокам. Посмотреть телевизор - это да! А домашка - дело десятое. Понятно, что времени на всё у него катастрофически не хватало. Папа и мама, жалея сына (он устает!), очень специфически помогали ему. Писали за него сочинения, решали задачи, лишая сына получения удовольствия от собственных достижений. Сам Юлик в это время бился с инопланетными врагами в новеньком планшете.

***

Однажды старшие договорились с Юликом запечатлеть на камеру шестьдесят минут из его домашней жизни с целью выяснить, куда же исчезает столь неуловимое время. Затем они вместе с ним составили фотоколлаж, чтобы показать, что за один час он успел поиграть на игровой приставке, покувыркаться на диване, посидеть под столом, спрятаться за шторами и раскидать тетрадки и учебники по всей комнате.


После того как мама Юлика выставила фотографию на своей страничке в Instagram, в Сети признали - снимок отражает мировой хаос «мальчика-клона».


Никто не ожидал, что пост всего за пять часов наберет более трех тысяч лайков.

Два дня Юлик ходил героем. Но потом что-то рухнуло. Сын замкнулся, перестал разговаривать. В этот же день к ним приехали родители папы Юлика. Несчастные мама и папа выложили старикам всё как есть.

Когда дед Серафим узнал про их практику воспитания внука, он тихо прошептал:

- Вы просто растите мальчика-паразита.

На робкие попытки родителей что-то возразить зашумел на всю квартиру:

- Перестаньте «хайпить» вокруг этих айфонов и прочих гаджетов. И не смотрите так на деда. Лучше учите язык, на котором общается ваш сын.

В итоге старики решили взять к себе внука на недельку. Позвали его на кухню поговорить.


И тут-то выяснилось, что на волне своей сетевой популярности Юла соврал в школе, будто он чемпион двора по шашкам.


Его записали на школьные соревнования, которые начнутся через три недели.

Внук с мольбой смотрел на деда:

- Деда, помоги мне стать чемпионом!

Дед прищурился:

- Хорошо! Я помогу, а ты наводишь порядок в своей голове. Никаких гаджетов, общаемся только с живыми людьми. Лады?

Юла радостно завопил:

- Лады!

***

Вечером за чаем, на кухне у дедушки с бабушкой в Сокольниках, Юла срывался по инерции: «буду, не буду!», «хочу, не хочу!». Дед Серафим, не обращая внимания на выкрутасы внука, сохранял спокойствие. Растолковывая бабушке Еве, что упрямство, по мнению немецкого философа Канта, имеет только форму характера, но не его содержание, не злился и не повышал голоса на внука. Только посмеивался:

- Не хочу, чтобы мой внук превращался в затюканного русского шашечного гения.

- Всё, Юлик, - Бабушка Ева, подхватив монолог деда Серафима, закивала головой. - Будем учить тебя побеждать по «принципу солёного огурца». Создадим тебе такую атмосферу, чтобы ты не зубрил теорию игры, а насыщался ею, как огурец, помещённый в трехлитровую банку.

Дед хохотал:

- Огурец и не хочет быть засоленным, но рассол всё равно прокрадется в него.


Вечером, после выполнения школьных заданий, Юлик зависал во дворе на лавочке с «генералами шашечных баталий», друзьями деда Серафима.


Никто специально не учил маленького Юлика правилам игры. Мальчик просто наблюдал за взрослыми. Однажды Юлик после окончания партии дяди Пети, чемпиона двора, и деда Серафима, сказал деду, что тот мог бы выиграть эту партию. Восстановив на доске позицию, показал, как можно было бы это сыграть.

«Генералы» были удивлены, поскольку не подозревали, что мальчик знает хотя бы правила игры, не говоря уже о какой-либо шашечной стратегии. После этого случая Юлика стали воспринимать как равного. Играли с ним и лёгкие партии, и серьёзные. Удивлялись, что комбинации в его игре появлялись не на пустом месте, а были заключительным аккордом стратегии.

Папа Юлика, приехав через две недели посмотреть, как сын «учится на чемпиона», обрушился на деда с упреками:

- Чему ты его учишь? Хватит сюсюкать: шашки-деревяшки! Займись лучше шахматами, этими крестиками-ноликами Всевышнего!

Дед злился:

- Эти «деревяшки» требуют более высокого умения размышлять, чем мнимая изощренность шахмат. Мальчик играет классические  шашечные дебюты: «Вилочку», «Гибельное начало», «Двойной кол», «Жертву Кукуева». А чего стоит в его исполнении «Защита Святого»? А ты всё: Фишер, Капабланка! 

Юла, услышав споры отца с дедом, заикнулся было про шахматы, но дед Серафим сказал, как отрезал:

- Юлик, тебе нельзя играть в шахматы, у тебя доброе сердце.

И спросил:

- Ты готов изо дня в день терять коней, бить слонов, нападать на королев? Проигрывая партию, чувствовать себя королем, который подает нищему? Что, нет? Так вот, я тоже чувствую, что нет!

***

… После того как Юлик выиграл в школе шашечный турнир, отец купил ему огромный красивый шахматный столик с отполированной доской. И пока Юлик спал, отец поставил стол посреди комнаты. Вернувшись с работы, он первым делом заглянул в комнату сына. Комната была прибрана, все вещи лежали на своих местах. Собранный рюкзак был готов к школе. Посреди комнаты стоял шахматный столик, на котором вместо шахматных фигур лежала старая дедовская шашечная доска с готовыми вступить в бой, расставленными шашками…