Интервью: Михаил Визель
Фото: oblgazeta.ru
Гоголь говорил, что русский человек задним умом крепок, русский писатель, видимо, тоже. Cейчас, «задним умом», как вам кажется, почему «выстрелил» именно роман про Петровых в гриппе?
Алексей Сальников: Мне кажется, он задел людей той самой интимностью, какую переживают все, вне зависимости от социального положения и достатка.
Когда я читал роман, то старательно следил за всеми сюжетными линиями и все-таки до конца так и не понял, что там происходит. Когда вы писали, вы выстраивали какие-то сюжетные линии, чертили графики, диаграммы?
Алексей Сальников: Графики я рисовал, но у меня также была мысль ввести несколько неодушевленных героев и провести их через роман так, чтобы они так и не стали человечными, так и остались некой неодушевленной субстанцией. Как, например, цвет крови, таблетка аспирина, так и не ставшая чем-то, но при этом она действует как герой книги. Некую рифму хотелось вплести в повествование.
То есть по вашей авторской задумке все сюжетные линии сходятся, все завязанные узлы развязываются, никакого сознательного смещения нет?
Алексей Сальников: Насколько я помню, так оно и есть.
Ваш роман «Отдел» для нас, читателей, второй, для вас, писателя, первый. Мы теперь воспринимаем его, так сказать, сквозь гриппозные слезы. Вас это огорчает или радует?
Алексей Сальников: Это получилось забавно очень, потому что «Петровы...» и «Отдел» получились как настольная игра, где есть ребенок, мужчина и женщина, они все проходят через некое испытание, но с разным результатом. Для меня это два похожих романа, да.
Напрашивается вопрос: ждать ли третий роман и когда?
Алексей Сальников: Я надеюсь, что летом его допишу.
Вопрос о новом романе для вас сложнее, чем для других прозаиков, так как вы с 2002 года публикуетесь как поэт и известны в этом качестве. Вы прозу и стихи пишете одним отделом головного мозга или разными?
Алексей Сальников: Нет, разными. Все-таки стихи - это от спинного мозга, это некая часть мозга, у которой нет доступа к зрительным нервам, она воспринимает реальность и пытается ее описать. А проза - это все-таки фабула, в любом случае. Это просто воображение, внешнее впечатление от воображаемых образов и от того, что они говорят.