САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Крохотки Солженицына на Non/fiction

Наталия Солженицына рассказала о новой книге миниатюр «Крохотки», которые впервые собраны под одной обложкой

Наталья-Солженицына-представила-на-nonfiction-2018-книгу-Крохотки1
Наталья-Солженицына-представила-на-nonfiction-2018-книгу-Крохотки1

Текст и фото: Екатерина Зайцева

Как всегда, желающих послушать Наталию Дмитриевну было много - сидячие места заняли моментально, а в проходах столпились слушатели, пришедшие за пару минут до начала встречи.

А поводом для нее стал сборник коротких прозаических текстов "Крохотки", выпущенный в издательстве "Слово" с предисловием Наталии Солженицыной.

Этот цикл Александр Исаевич начал писать в 1960-х, а закончил в 1990-х годах. Все фотографии, сопровождающие рассказы, сделаны самим Солженицыным во время его поездки по Центральной России (именно этот период жизни писателя отражен в рассказе "Матренин двор").

"Александр Исаевич тяготел к большой романной форме, но хотелось ему всегда творить в форме малой, - сказала Наталия Дмитриевна. - Его семья жила скудно, у его поколения не было часов, фотоаппаратов, телефонов. Он стал заниматься фотографией в ссылке в Казахстане - снимал на фотоаппарат "Зоркий" верблюдов, детей, старух. А когда Александр Исаевич вернулся в Россию, то на его снимках появились русские деревни, красоты природы средней полосы России. Из столкновения этих двух образов и родились "Крохотки".

Надо заметить, что полиграфически книга исполнена очень необычно. На обложке рельефно изображены спилы деревьев, а на первой странице - гвоздь. Издатели объяснили, что эта символика связана с лесоповалом, на котором работали заключённые. На срезах деревьев перед их отправкой люди выцарапывали свои имена. Таким образом, те, кто разгружал вагоны, имели маленький, но все же шанс найти имена близких и понять, что они живы.

Наталья-Солженицына-представила-на-nonfiction-2018-книгу-Крохотки

После рассказа о книге Наталии Дмитриевне стали задавать вопросы. Самым запомнившимся был вопрос от китайской студентки, исследующей творчество Солженицына: она хотела знать, на что китайцам стоит обратить внимание при изучении творчества писателя. Наталия Дмитриевна, отвечая на вопрос, заметила, что китайцам нужно помнить, что власть порой попадает в руки жестоких людей, таких, как Сталин или Мао Цзэдун, а одной из важнейших тем в творчестве Солженицына было как раз отражение последствий деспотизма.

На вопрос о том, почему не наблюдается знаковых событий, приуроченных к приближающемуся столетию со дня рождения писателя, Наталия Дмитриевна ответила, что такие события как раз есть. В частности, она упомянула театральные постановки - "Раковый корпус" во владимирском драмтеатре и театрализованные чтения "Одного дня Ивана Денисовича" в исполнении Александра Филипенко.

"Тяжело ли быть женой мыслителя?" - робко прозвучало из зала во время секундной паузы. "С Солженицыным жить было легко, - бесхитростно ответила Наталия Дмитриевна. - Я любила то, чем он занимался, работала вместе с ним. У каждого из нас была трудная жизнь, но вместе нам трудно не было".

Завершилась встреча автограф-сессией.