САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Соус под Чехова

Актеры московских театров играют спектакль на яхте

Актеры московских театров играют спектакль на яхте
Актеры московских театров играют спектакль на яхте

Текст: Андрей Васянин/РГ

Фото: Александр Корольков

За окнами проплывал Кремль, под носом яхты громыхал проламываемый им лед, а Валентин Сергеевич сватался к Наталье Степановне, хозяйке пароходства. Зрители в этот момент, сидя за столами в полуметре от актеров, поглощали «томленую лопатку с гарниром», как значилось в меню. На очереди был «палтус с тыквенным пюре».

По Москва-реке вот уже несколько месяцев от причала «Гостиница Украина» до Кремля и обратно два раза в месяц ходит яхта-метеор, на которой актеры московских театров играют — в рамках проекта «Ужин с классиком», организованного флотилией Radisson Royal Moscow — спектакль по рассказам Чехова, поставленный режиссером Яной Завьяловой.

— Идея пришла от… жалости к ровесникам, для которых литература всего лишь скучная обязаловка, - говорит Яна Завьялова. — Я со ВГИКа «болею» Чеховым и решила соединить в одно повествование свои любимые рассказы. Всего в спектакле сошлись фрагменты двадцати с лишним историй — «Пропащее дело», «Злоумышленник», «Предложение»…

Законы драматургии гласят: чем больше задействовано чувств, тем сильнее впечатление. И Яне захотелось проверить теорию на практике. Первым стало чувство сопричастности: сценарий писался под небольшую площадку, окруженную зрителями — и ею, в конце концов, стало пространство в круге света вокруг длинного стола в салоне прогулочного корабля. Тут и шло действие спектакля - званого ужина: за столами сидели и зрители, и герои спектакля, и те и другие были приглашены к хозяйке, одни рассказывали свои истории, другие — слушали и ели.

— Меня тятенька приучил все нормально делать. В том числе и настроение господам создавать, - полушепотом говорил подозванный официант, втихаря наливая нам по полстопке из маленькой фляжки. — Так что давайте — за здоровье Натальи Степановны, хозяйки моей.

И сразу по залу понесли салаты — с одной стороны, вовлекая в действие наше чувство голода, а с другой - воссоздавая атмосферу ресторана конца XIX века. Шеф-повар «Ужина с классиком», глава ресторанной службы флотилии Radisson Royal Moscow Сергей Маслов брал рецепты блюд из книги «Кухня XIX века», и кроме лопатки и палтуса нам подавали оладьи с муссом из печени трески и салат «Барин».

А вокруг стола, меж тем, кипели чувства. Простая фабула - в гости к Наталье Степановне приезжает жених, сваха приводит его к невесте, он должен сделать предложение — обросла микросюжетами, диалогами, жестокими спорами, объяснениями в любви и объятиями старых друзей из чеховских рассказов. Бахвалящийся «тонкий» прогибался перед тайным советником «толстым», честный труженик из «Пропащего дела» гордился перед собравшимися своей бедностью, Наталья Степановна брала в руки револьвер. Сюжеты рассказов дополняли один другого: «Трагик поневоле» входил в «Мстителя», мизансцена сватовства из «Предложения» прекрасно соединилась с эмоциями главного героя «Медведя».

Режиссер и группа молодых театральных и киноактеров решали непростые задачи. Яна собирала из рассказов пьесу, связное драматическое повествование, но кроме творческой задачи провести героев сквозь перипетии сюжета, ей попутно пришлось думать, например, о том, как сделать первое действие поразмереннее, чтобы дать зрителям возможность поужинать. После антракта — который должен был совпасть с точкой маршрута, открывающей виды на Кремль — шли уже динамичные сцены с револьверами и подавался десерт, не требующий внимательной работы ножом и вилкой, что могло бы позволить следить за действием.

— На корабле, который движется и шумит, чеховская тонкость должна стать яснее, тут надо быть «громче», ярче, — говорит Арсений Тополага, актер Московского театра киноактера, исполнитель ролей тапера из одноименного рассказа и влюбленного кавалера из «Пропащего дела». —


Ты же должен отвлечь зрителя от говяжьей лопатки.


Но, кажется, удается это не вполне. Делясь впечатлениями от вечера, зрители говорили главным образом о том, как им жалко актеров, которым приходится играть, когда публика «шуршит шоколадками». Гостям нередко приходилось выбирать между компанией, действием, за ходом которого тоже надо было следить, и вкусной едой.

Между тем, сотрудничество труппы Яны Завьяловой и Radisson Royal Moscow продолжается. Режиссер сейчас выбирает, кого из классиков приглашать на следующий «ужин», смотрит, как с форматом спектакля будут соединяться, скажем, Ильф и Петров, Зощенко или Булгаков.

А на камбузе проекта будут вспоминать, чем кормили публику в нэпманских ресторанах 20-х.