САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Все мы немного рокеры»

Интервью с белорусским драматургом Константином Стешиком

Статья о белорусском драматурге Константине Стешике
Статья о белорусском драматурге Константине Стешике

Текст: Светлана Мазурова/РГ

Фото: Наталья Кореновская/ТЮЗ им. А. А. Брянцева

Светлана-Мазурова

Сегодня наблюдается бум современной белорусской драматургии, и Константин Стешик — яркий ее представитель. Спектакли по его пьесам идут в Москве, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Тюмени и Екатеринбурге. Петербургский ТЮЗ имени А. А. Брянцева только что выпустил премьеру «Спички» по пьесе Стешика (в постановке режиссера Артема Устинова)

Какая ваша пьеса - рекордсмен из принятых к постановке?

Константин Стешик: Наверное, "Летели качели". Я пытался отслеживать постановки, но в последнее время их так много появилось. "Спички" - одна из пьес-рекордсменов. Еще востребована "Грязнуля", набирает обороты "Ловушка для птиц". Одни пьесы выстреливают мгновенно, другие - по прошествии времени. У каждой своя история.

Есть у вас пьесы, которые вам нравятся, а вы не понимаете, почему их не ставят?

Константин Стешик: Есть. Например, "Мы будем жить с тобой". На "Спички" тоже не сразу обратили внимание режиссеры, и вдруг пьесу поставили в Калининграде, Петербурге (еще в прошлом году в музее Эрарта), в Национальном Купаловском театре, есть аудиокнига. Подозреваю, что интерес вызван тем, что она достаточно мягкая, более человечная, чем провокационная, в отличие от других моих пьес.

Хотят зрители сегодня видеть в театре современные пьесы?

Константин Стешик: Насколько знаю, вижу - хотят. Понятно и естественно желание людей ходить на спектакли про себя и своих друзей, "смотреться в зеркало".


Сейчас рождается новый вид искусства, он - нерв времени. Современный театр занимает такой статус, как рок-музыка в 80—90-е.


Молодые режиссеры и драматурги говорят о том, что человеку интересно знать о себе.

Классический театр немного законсервировался, как и классическая музыка, это уже немного другое удовольствие, другие эмоции, в современном театре же имеет значение обмен кислородом, получаем ответы на вопросы - какие мы, почему, что нас делает такими?..

Начинающему драматургу трудно пробиться на сцены Москвы, Петербурга. А на белорусскую?

Константин Стешик: Белорусские драматурги у себя на родине не особо нужны из-за чрезмерной консервативности белорусского театрального искусства. Официальных постановок у меня дома только две - "Спички" в Купаловском театре и "Летели качели" в Гомельском Молодежном театре (там белорусские актеры и режиссер).

Петербургская и белорусская публика отличаются?

Константин Стешик: Отличаются: питерская более искушенная, насмотренная, белорусская - настороженная, менталитет такой. В Беларуси мало кто интересуется современным театром, есть определенная элитарная прослойка молодежи, а большинство предпочитает кино. Хотя на моем спектакле в Гомеле была хорошая реакция.

Где новые Володины, Арбузовы, Вампиловы?

Константин Стешик: Наверное, еще зреют. Новой драмой занимаются ребята в Москве, по России и в Беларуси тоже, испытывают театр на прочность. "Подростковый период" отказа от прежних установок и рождения нового вида искусства, жанра, персонажей. В итоге появятся новые формы и свои драматурги. Все кипит, бурлит, меняется, что-то тонет, умирает или преображается. Эксперименты, эксперименты… Процесс постоянный и неоднородный. Был на пике жанр "вербатим", потом появились квесты, иммерсивный театр.

Какие сюжеты, темы сегодня востребованы? Кто герой нашего времени?

Константин Стешик: Мне сложно ответить на этот вопрос. Я немного "законсервирован", чтобы не испытывать влияний коллег. Не хочу попадать в общую струю. Это мое решение.

Когда ставят вашу пьесу, вы ходите на репетиции, вмешиваетесь в процесс?

Константин Стешик: Стараюсь на репетициях вообще не присутствовать. Драматург не должен вмешиваться. У режиссера есть право интерпретации материала. Единственное, что я прошу, - не переписывать текст.

 
ДОСЬЕ Константин Стешик живет в Минске. Родился в 1979 году в Солигорске (Беларусь). Один из авторов "Белорусского свободного театра". В 2005 году с пьесой "Мужчина - Женщина - Пистолет" стал лауреатом Международной премии "Евразия". Финалист и лауреат конкурсов и фестивалей драматургии "Свободный театр", "Любимовка", "Первая читка", "Ремарка" и других. Его пьесы идут в театре "Практика", Нижегородском ЦТМ, "Ельцин-центре" Екатеринбурга и на других площадках.

Автор сценария к фильму "Диалоги" (режиссер - Ирина Волкова, Москва), в 2013 году принявшего участие в фестивале "Кинотавр".

Оригинал статьи: «Российская газета» - 22.05.2019