САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Владимир Познер

На Главной сцене фестиваля Владимир Владимирович появился с презентацией своей книги «Немецкая тетрадь. Субъективный взгляд»

Андрей-Мягков

Текст: Андрей Мягков

Фото и видео: Александр Соловьев

«Какие здесь многообещающие граненые стаканы стоят», - первое, что сказал Андрей Краснов, забравшись на сцену. Не от хорошей жизни сказал: главный герой задерживался, так что ведущему пришлось развлекать публику самостоятельно. Так и выяснили, откуда на «Красную площадь» прибыли самые далекие гости: оказалось, с Ямала, а потому как следует похвастаться своим хабаровским происхождением у Андрея не вышло.

Ну а минут через пять Владимир Владимирович Познер уже сидел в кресле и отвечал - к сожалению, не только на вопросы, но и на звонки своего водителя: невооруженным глазом можно было заметить, что человек он занятой. Впрочем - забегая вперед, - после восьми вечера Познер без стеснения отключает телефон, и на профессиональной деятельности это никак не сказывается - трудоголики, мотайте на ус.

На Главной сцене фестиваля Владимир Владимирович появился как бы с презентацией (как бы - потому что на Главной сцене — это всегда скорее интервью, чем презентация) своей книги «Немецкая тетрадь. Субъективный взгляд» - сборника фотографий, сделанных самим Познером в Германии, и размышлений, которые эти фотографии навевают. Это важный момент: автор не раз поправлял Краснова, указывая, что книга не о лицах - портретов там и правда достаточно, - а о мыслях, на которые эти лица наталкивают. Ведь лицо нацистского офицера, сжигавшего людей и заявляющего, что его совесть чиста, потому что он выполнял приказ, на что-то да наталкивает. Или вот фотографии города Гамельн, известного своей легендой о крысолове, который с помощью дудочки сначала избавил город от крыс, а когда его обманули, заодно и от детей - эти фотографии вынудили Познера задаться вопросом: не был ли и Гитлер таким «дудочником»? А Сталин?

«Любите ли вы книги так же, как те люди, которые сейчас находятся на солнце?» - это уже был вопрос, адресованный автору не им самим, а Андреем Красновым. Познер ответил, что любит, но расстраивается, когда видит, как люди читают с помощью гаджетов. «[Бумажная] книга - это что-то личное».

А что касается Германии - то отношения с ней у Познера весьма каверзные, это можно было уяснить и по совместному фильму-путешествию, снятому вместе с Иваном Ургантом. Сам Владимир Владимирович впервые попал туда в 15 лет, когда его отца по работе перевели из США в Восточный Берлин, - и с тех пор долгое время ненавидел нацистское прошлое Германии и по инерции ее саму. Никаких связей с этой страной Познер иметь не хотел, однако «если хочешь насмешить бога, расскажи ему о своих планах» - дочь Владимира вышла замуж за немца, и, чтобы видеться с внуками, ему пришлось регулярно летать в Берлин («Какой вы дедушка?» - «Я считаю, что я замечательный дедушка, но это у них надо спрашивать».) Ну а работа над фильмом заставила телеведущего еще глубже призадуматься и дала «более серьезное представление о том, что есть Германия».

Из поразительного: как немцы освещают собственную историю в школах. Внук Познера рос уже в Германии, и когда ему было десять лет, дедушка решил поинтересоваться, как в самом деле освещают, на что получил ответ: «Нам говорят, что виноват не только Гитлер и нацисты, а весь немецкий народ», - потому что он поддерживал тиранов и позволил всему этому случиться. «Публичное признание своей вины - вещь очень важная, - заключил Познер. - Но кроме немцев, никто этого не делает».

[video width="640" height="352" mp4="https://godliteratury.ru/wp-content/uploads/2019/06/IMG_6348.mp4"][/video]

И все-таки наибольшее впечатление на телеведущего произвели Скандинавские страны, причем все разом: «Совершенно удивительный уровень жизни и уровень доверия своему государству. Чувство собственного достоинства, абсолютная уверенность в том, что все равны - это поражает». В подтверждение была рассказана история о том, как Познер стоял очереди в кофейню на колесах, и оказалось, что в этой же очереди стоит президент Финляндии - абсолютно без охраны, и никто его вперед не пропускает. Нам до этого, конечно, далеко - больше всего на россиян, как было заявлено, похожи ирландцы: тоже подвержены сменам настроения, любят подраться, и литературного таланта - о-го-го. А еще дело, похоже, в укорененном всенародном страдании - ирландцы долго томились под гнетом англичан, а мы татарское иго больно уж долго сбрасывали.

Не обошлось и без технических накладок: «Этот микрофон то ли жив, то ли не жив. Ну посмотрим». Оказался скорее жив, но про технику все равно поговорили: Владимир Владимирович (при звуке этого имени все еще кажется, что пишу какой-то другой текст), мягко говоря, настороженно относится к щупальцам технологий, которые все настырнее опутывают нашу жизнь. И фотографы теперь могут не продумывать кадр, а сделать на удачу штук сто, и припарковать свою «Теслу», если автоматика откажет, мы скоро не сможем, и вообще такая важная штуковина, как почерк, вот-вот канет в небытие - сам Познер, кстати, любит писать не то что от руки, а чернилами. По поводу всей этой технологической интервенции Владимир Владимирович посоветовал читать книги израильского ученого Юваля Ноя Харари, у которого он буквально в этом месяце будет брать интервью - ну и я вам вслед за уважаемым человеком советую.

А еще можете почитать Пушкина, Фолкнера, Экзюпери, Булгакова и Шекспира - книжки с автографами именно этих авторов Познер хотел бы заполучить в свою библиотеку. Когда-то Владимир Владимирович, между прочим, собирался стать переводчиком, но довольно быстро понял, что в течение всей жизни заниматься этим не хочет: «К сожалению, самый великий перевод не может предать вам оригинал, особенно в поэзии». Но поэзия при этом - «совершенно невероятное выражение того, что мы можем. Но только поэзия, а не стишата, когда рифмуют полковника и подполковника». На этом и репортажик закончить не жалко.