САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Президентский Совет: Какого рода «кофе»?

ГодЛитературы.РФ задал пятерым членам новоназначенного Совета по русскому языку при президенте РФ в качестве «пробного камня» один и тот же вопрос: «Как вы отреагируете, если на Совете будет предложено считать кофе среднего рода?»

Текст: ГодЛитературы.РФ

Картинка с сайта svgsilh.com

Maxim_Amelin_2017

Максим Амелин, главный редактор «Объединенного Гуманитарного Издательства» (ОГИ), поэт:

Мужской род у кофе - от кофия, как говорили и писали в XVIII веке, достался исключительно по наследству. Никаких других причин нет. Очень давняя история. Я бы наконец-то разрешил.

 

Ядвига_Юферова

Ядвига Юферова, заместитель главного редактора «Российской газеты»:

Директива любого совета не реальна по отношению к живому языку. Но он легко управляется диктатурой большинства. Вот станут все привычно говорить: а где мое кофе? Тогда и современные словари переведут род в норму. Но я бы не билась, как с предлогом «в» или «на» Украине, насмерть за истину. И у языка, мне кажется, есть дела поважнее.

Сергей Шаргунов

Сергей Шаргунов, заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре, писатель:

Не по мне такой «дóговор». Может, кому и по душе «горячее кофе», заедаемое «йогýртом». А мне придется запивать грусть-кручину наикрепчайшим виски — упрямо мужского рода.

 

Владимир Пахомов

Владимир Пахомов, главный редактор портала Грамота.ру:

Вероятность этого небольшая. И не потому, что никто не хочет, чтобы кофе стало среднего рода, а потому, что на Совете по русскому языку при президенте, конечно, не обсуждаются частные вопросы кодификации языковой нормы, трудности орфоэпии, грамматики, орфографии. Но если вдруг об этом зайдет речь, то я скажу, что "это уже было сделано до вас, в XIV веке" что словари уже давным-давно признали: "кофе" допустимо употреблять в среднем роде. Хотя в обществе чрезвычайно живуч миф, что это случилось недавно. Но если открыть Толковый словарь русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова, который вышел в свет в 1935—40-м, т. е. еще до Великой Отечественной войны, то можно увидеть, что в нем черным по белому написано: кофе - мужской род и в разговорной речи средний род. Переход кофе из мужского рода в средний - совершенно нормальный и естественный для языка процесс, такой же путь проделали многие другие слова, например метро, авто, кино, радио, такси, портмоне и так далее. Они тоже были мужского рода, а стали среднего. Только почти никто об этом сейчас и не помнит. Странно другое - что у кофе до сих пор сохраняется мужской род, и не просто как допустимое устарелое употребление, а как образцовая норма. Но это происходит только потому, что кофе когда-то попало в тот коротенький список слов, по которым, как считают многие, проверяется, насколько человек грамотный. И до сих пор не может из этого списка выбраться.

Ольга Ребковец

Ольга Ребковец, директор фонда «Тотальный диктант»:

К счастью, кодификация - это задача не общественных органов, а научных организаций, уверена, что подавляющее большинство членов Совета это понимает, поэтому таких предложений звучать не будет (по крайней мере, не звучало в предыдущем составе Совета), а работа наша будет сконцентрирована на вопросах, связанных с повышением престижа и качества филологического образования и обучения русскому языку и литературе детей и взрослых, новых возможностей продвижения русского языка, повышения уровня грамотности и на других направлениях, где мы (члены Совета) можем быть действительно полезны, ведь за каждым из нас еще и огромная аудитория.