САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Пена кошачьих дней

«Дни Савелия» Григория Служителя — реальный претендент на «Большую книгу» или просто милая история о котиках?

«Дни Савелия» Григория Служителя — реальный претендент на «Большую книгу» или просто милая история о котиках?
«Дни Савелия» Григория Служителя — реальный претендент на «Большую книгу» или просто милая история о котиках?

Текст: Людмила Прохорова

Обложка взята с сайта издательства

Присутствие романа Григория Служителя «Дни Савелия» в финале премии «Большая книга» в определенной степени удивляет. Да, трогательное житие одного из братьев наших меньших разит в самое читательское сердце: даже если вы отъявленный собачник, устоять перед этим четвероногим, усатым, а главное — высокоразвитым и мудрствующим — искушением весьма непросто. К тому же


с первых страниц читателя поджидает такая сладость, что залипнуть в ней не составит большого труда. Только вот скулы - и для финалиста «Большой книги» это уже проблема - тоже сводит.


Выбор шеф-редактора что купить на ММКВЯ

Количество слов «мамочка» на тысячу знаков слегка зашкаливает - как и упоминаний трехпроцентного творога «Саввушка», в честь которого назвали главного героя. И хотя в реальности такого творога не существует, все мы прекрасно понимаем, какой именно продукт за ним скрывается, а потому к середине книги эти неустанные напоминания о любимом кошачьем лакомстве превращаются в навязчиво всплывающие рекламные окна.

Впрочем, сбить общего умиления пропаганда «Саввушки» не может. Читатель, приготовившийся внимать полной приключений и романтики жизни обаятельного котика, не будет обманут. На страницах романа пушистого героя ждут удивительные встречи и расставания, большая человеческая любовь и любовь нечеловеческая (во всех смыслах этого слова), а чтобы вдруг не закрались подозрения, что книга эта рассчитана преимущественно на подростков, в ней обнаруживается самый настоящий валериановый трип и беспрецедентный акт жестокости. Коктейль получился крепкий и хорошо взболтанный. Особенно для автора-дебютанта.


Но что же мешает всерьез рассматривать эту добротную, местами тонкую и не чуждую скромных модернистских экспериментов историю в качестве реального претендента на главную литературную награду страны?


Пожалуй, главная причина - излишняя предсказуемость. Однако здесь стоит сделать небольшую оговорку. При всей очевидности сюжетной траектории Григорий Служитель умеет удивлять. Только смирился с тем, что читаешь розовую, как сахарная вата, и легковесно-нежную, как облако в штанах, историю беспроблемного кошачьего взросления, как вдруг тебя окунают в суровый реализм. Только попривык нему - а вот и приключения начинаются. А ведь где-то вдали, тенью отца Савелия, маячит нечто джойсовское, а там и нечто фолкнеровское, внезапно разрывающее ткань повествования, врывается в сюжет бессвязной многоголосицей...

«Дни Савелия» Григория Служителя — реальный претендент на «Большую книгу» или просто милая история о котиках?

Попытка включить в текст подобные эксперименты и некоторая смена ритма хотя бы частично пытаются держать в тонусе читателя привередливого (непривередливого вполне бы устроила классическая кошачья эпопея и без вывертов) - но, к сожалению, ни эксперименты, ни галерея весьма любопытных персонажей положение не спасают.


Не хватает, как ни странно, глубины погружения в мир усатых и хвостатых.


Есть вполне удачные нырки, но увидеть во время них удается не слишком много нового. Здесь справедливо можно возразить, что это не исследование британских ученых, чтобы удивлять какими-то ошеломительными фактами из кошачьей жизни, а художественная литература. Да. Но. Раз уж читателям предлагают примерить на себя шкуру столичного кота, то и ожидания от этого превращения возникают соответствующие. Волей-неволей ждешь, затаив дыхание, сближения с чем-то доселе нечувствованным, неясным и неуловимым. А получаешь скорее добротный набор человеческих представлений (и стереотипов) о том, как живут и видят этот мир братья наши меньшие - точнее, один разумный их представитель. Где-то на расстоянии вытянутой руки расположилось легкое недоверие к главному герою.


Порой так и хочется сказать: «Савва, увы, ты - не кот. Ты - представление о коте!» Хотя автору всё же хватает чувства вкуса и меры, чтобы это обвинение в адрес Савелия так и не прозвучало.


Заканчиваешь читать «Дни Савелия» со слезами на глазах. Финал вполне ожидаем, может быть, даже банален, но вопреки всему трогает. Однако затем, пережив прилив чувствительности, начинаешь задаваться вопросом: «А о чем это все-таки было?» И здесь дело не в сюжете, его вполне можно пересказать. Дело - как бы пошло это ни звучало - в катарсисе. И вот его не случается. Зато есть КОТарсис. Что тоже неплохо. Но достаточно ли?