Текст: Георгий Чалахешашвили
Фото: InLiberty / Андрей Носков
Два дня, проведенных на независимом книжном фестивале «Rassvet Book Fair 2019», оставили приятное послевкусие, и, думаю, не только у меня: с открытия и до самого вечера ажиотаж был на всех локациях. Подобные мероприятия объединяют людей, которым нравится проводить время с пользой, и самое замечательное в этой истории - в сегодняшней Москве есть куда идти за просвещением в доступной форме.
Rassvet Book Fair - это не только о книгах.
В соседнем зале в рамках ярмарки проходила интенсивная программа лекций «Есть ли жизнь на Марсе и другие часто задаваемые вопросы об устройстве всего». Публичная площадка InLiberty совместно с премией «Просветитель» пригласили звезд российской науки, литературы и журналистики. «Существует ли общество?», «Что такое русская культура?», «Продолжается ли эволюция?», «Почему одни страны бедные, а другие - несчастные?» Охват тем включал и биологию, и социологию, и философские дисциплины.
Попав на территорию завода «Рассвет», я сразу проследовал на лекцию «Где логика?». Ну как лекцию - я застал ее уже на этапе горячей дискуссии между профессором школы философии гуманитарного факультета ВШЭ Еленой Драгалиной-Черной и одним из слушателей. Модератор предложил задать лектору последний вопрос. Непродолжительная пауза, микрофон передают взрослой женщине на переднем ряду. «Имеет ли демократия будущее, если большинство населения не способно на элементарное логическое мышление? Как можно поверить в демократию, когда большинство населения мыслительными функциями не обладает?» По залу прокатился смущенный смешок, лектор переспросила: «Почему не способно? Я бы хотела отчасти оправдать этих рассеянных с улицы Бассейной, у них как бы задачи другие. А если мы поставим задачу обучаться, то можно и научить чему-то». Тут она вернулась к тезису об образовании как краеугольном камне развития любого здорового демократического общества.
Затем я переместился в зал, где проходила книжная ярмарка. У входа располагалась DIY-секция (Do it yourself "возьми и сделай"). Молодые издатели сидели за столами с оригинальными графическими журналами, авторскими стикерами, зинами (зин - от английского magazine - самиздатный мини-журнал, напечатанный с помощью простейших средств). Чтобы с ходу понять смысл издаваемого ими материала, нужно общаться с культурой постмодерна на "ты". Но я человек простой, а потому решил всё узнать у Дениса Крюкова - основателя книжного угла «Живёт и работает», который уже в четвертый раз объединяет молодые издательства под именем «Дворовые правила».
«У нас в магазине в основном small press, плюс, похоже, самая большая полка зинов в стране. А на «Дворовых правилах», на нашей маленькой ярмарке внутри большой ярмарки, представлены в этот раз именно зины, постеры и прочая DIY-полиграфия. Порядка 10 участников. Впрочем, ассортимент дает более чем полное представление о зин-культуре в стране и не только».
Когда общаешься с Денисом, становится понятно, что зин-культура весьма обширна: много авторов, несколько магазинов для посвященных.
«Когда мы только открывались, у нас была концепция: представить книги, которые не найти в крупных магазинах, и сделать акцент на текстах с картинками. Поэтому зины вполне органично забрались на наши полки».
В нескольких метрах от уголка андеграунда расположился стенд издательского дома «Книжники». Они предлагали посетителям сыграть в лотерею: придумать вопрос и вытащить карточку со случайной цитатой. Помеченная карточка обменивалась на книгу. «Тяните, - говорит мне женщина за столом. - У нас сегодня уже семь книг выиграли!» Книгу я не выиграл, зато получил неожиданный ответ на свой вопрос цитатой из Менахем-Мендла Шнеерсона, седьмого Любавичского ребе.
Стенд издательства «Новое литературное обозрение» хвастался последним томом «Истории частной жизни». Пятый, заключительный том - об истории ХХ века. «Теперь серия, начавшаяся с истории Римской империи, представлена полностью», - порадовался я. Но тут из колонок анонсировали следующую лекцию с интригующим названием «Стоит ли бояться роботов?». На сцене - директор по маркетингу сервисов «Яндекса» Андрей Себрант.
Да, за первый день мне ни разу не удалось дойти до конца выставочного зала. Cкучных или бессодержательных лекций как будто и не было.
Сербант рассказал об успехах в обучении нейросетей: на компьютер теперь возлагают функции, до недавних пор считавшиеся исключительно человеческой прерогативой. Так, нейросеть уже смогла написать мелодическую основу для композиции в стиле Александра Скрябина. «Творческий синтез машин и людей» - так называет Андрей последние достижения в области ИИ, акцентируя внимание на роли компьютера как соавтора произведения, а не просто инструмента для человека-композитора.
Конечно, Rassvet Books Fair, в отличие от больших ярмарок вроде ММК(В)Я, ориентирована на более молодую аудиторию. Альтернативная современная музыка, сопровождающая мероприятие, особый ассортимент литературы, тот же фудкорт с уличной едой - я, как представитель молодой аудитории, оценил. Но главное, что лекции и литература здесь вызывают приступ любопытства и провоцируют то самое просвещение, ради которого и стоит устраивать независимые книжные выставки.