Текст: Ирина Ивойлова
29 января завершается регистрация девятиклассников на обязательное итоговое собеседование по русскому языку. Само собеседование состоится 12 февраля 2020 года. Того, кто не сможет пройти устное собеседование, не допустят до экзаменов в 9-м классе.
В этом году зарегистрироваться на собеседование в некоторых регионах, в их числе Москва, можно онлайн. Причем зарегистрировать ребенка могут и родители.
Как будет проходить итоговое собеседование? Учеников попросят выполнить четыре разных задания: прочитать вслух текст, пересказать его, привлекая дополнительную информацию, произнести монолог по одной из выбранных тем и провести небольшой диалог с собеседником-экзаменатором. Например, надо прочитать вслух небольшой текст об известном человеке — Юрии Гагарине. В тексте есть цитата Королева о нем. Затем ученика попросят пересказать текст и использовать в пересказе цитату. Следующее задание - составить монолог на выбранную тему, а потом и вести диалог с экзаменатором. Какие могут быть темы? Например, «Всегда ли надо следовать моде?», «Мой самый запомнившийся поход».
Время на подготовку - от 1 до 3 минут.
Собеседование длится 15 минут (для детей-инвалидов, учеников с ограниченными возможностями здоровья время может быть увеличено еще на 30 минут. Основаниями для увеличения времени служат справка об инвалидности или справка психолого-медико-педагогической комиссии).
Оценивается устная работа по системе «зачет-незачет».
Выпускникам, которые по разным причинам не смогут получить зачет, разрешат прийти на собеседование в дополнительные сроки 11 и 18 мая 2020 года. Вот основания для того, чтобы пройти собеседование в дополнительные сроки:
- незачет;
- неявка по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
- собеседование не было завершено в основной срок;
- удаление с собеседования за нарушение порядка.
Между тем
В прошлом году зачет на итоговом собеседовании по русскому языку получили 97 процентов девятиклассников. Это хороший показатель. Но зачет зачетом, а вот факт: более 30 процентов учеников плохо справились с пересказом текста, примерно столько же не смогли последовательно построить свое 2—3-минутное высказывание по выбранной теме, более 60 процентов участников собеседования допустили орфоэпические и речевые ошибки.