Текст и коллаж: ГодЛитературы.РФ
-
- В Москве и по всей стране вводятся все более строгие карантинные меры, чтобы предотвратить распространение сами-знаете-чего. И хотя без шашлыков на минувших выходных не обошлось, нас радует, что большая часть наших сограждан - люди сознательные и умеют проводить досуг не только на природе, но и дома. Ведь, как писал классик, "Ничего не может быть приятнее, как жить в уединении, наслаждаться зрелищем природы и почитать иногда какую-нибудь книгу…"
А вот как в самоизоляции занимают себя писатели, решили выяснить "Редакция Елены Шубиной" и Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля, а мы взялись им в этом помочь: все вместе мы запускаем акцию #писательдома.
Вы тоже можете выкладывать цитаты писателей, как современных, так и классиков, о домашнем досуге; отмечайте наши аккаунты в социальных сетях, а мы будем все это репостить. Давайте докажем всем, что дома можно не сидеть как в тюрьме, а полноценно жить!
Наглядно показываем читателям, как современные писатели проводят дома дни напролет — в параллели с тем, как этим же занимались классики русской литературы.
Акцию поддержал книжный блог "Переплёт":
«Часть послеобеденного времени проспал; когда бодрствовал, я лежал на диване, вспоминал некоторые любовные переживания юношеской поры, с досадой задержался на одной упущенной возможности (я лежал тогда слегка простуженный в постели, и гувернантка читала мне „Крейцерову сонату“, наслаждаясь при этом моей возбужденностью), представил себе свой вегетарианский ужин, был доволен своим пищеварением и испытывал опасения, хватит ли света моих глаз на всю мою жизнь».
(Франц Кафка. «Дневники». 27 декабря, 1910 г.)
Гузель Яхина о жизни в карантине рассказала в эксклюзивном интервью для Livelib:
Как проходит ваш обычный «карантинный» день?
Мой карантинный день мало чем отличается от обычного: добровольная самоизоляция — неотъемлемая часть жизни любого пишущего человека. Поэтому живу я в дни карантина в том же графике, что и обычно: довольно рано встаю (в лучшие дни — с восходом солнца или даже до), сразу сажусь за стол поработать, а после обеда занимаюсь остальными делами.
Больше или меньше вы стали писать в изоляции?
Когда изоляция только началась, то поначалу показалось: вот оно, лучшее время для работы — пиши хоть 24 часа в сутки. Однако, выяснилось, что все не так просто. «Выдавить» из себя большее количество знаков не получается — текст идет своей, очень небыстрой, скоростью, и плюет на созданные идеальные условия. Удивительным образом в жизни стало даже больше общения — правда, исключительно по телефону и интернет-каналам. Именно сейчас нужно поддержать тех близких и дорогих людей, кто остался совсем один в квартире. А также тех друзей и коллег, кто живет в Европе и Азии, где последствия вируса страшнее, чем у нас. И именно сейчас вдруг напоминают о себе друзья, с кем не встречались уже добрую сотню лет… Человеческие связи становятся крепче в эти дни всеобщего физического разобщения. Поэтому общаюсь сейчас больше, а пишу столько же, как и в обычные дни.
Что именно вы сейчас пишете?
Исторический роман о раннем советском времени. Рассказать смогу уже после того, как сдам текст.
Одиночество для вас - тяжкое бремя или счастье побыть наедине с собой?
Скорее, источник сил и мыслей. Счастье — это как раз общение с интересными тебе людьми. Когда в жизни достаточно и одиночества, и общения — это гармония.
Чего сейчас вам больше всего не хватает?
Очень многого не хватает, конечно. Прогулок в парке наедине с будущим сюжетом. Ощущения открытого мира. Душевного спокойствия родителей и всех друзей-коллег в Европе. Хоть какого-то минимального представления о будущем мироустройстве — после вируса. Шанса повлиять на ситуацию. Можно перечислять долго. Есть ощущение, что происходящие изменения — тектонические. Можно сколько угодно развлекать себя размышлениями о возможном будущем, но очевидно: сейчас любой прогноз — не более чем фантазия на тему. И важно, мне кажется, научиться жить в этой полной неопределенности. Это непросто, потому что противоречит человеческой природе.
Какое чтение помогает вам справляться с тревогой?
Помогает не чтение, а хорошее кино и музыка. И разговор по скайпу с кем-нибудь за пару тысяч километров от Москвы.
А так проводил свое уединение Сергей Есенин:
«Мне скучно здесь. Без Вас, без Шуры и Кати, без друзей. Идет дождь тропический, стучит по стеклам. Я один. Вот и пишу, и пишу. Вечерами с Лёвой ходим в театр или ресторан. Он меня приучил пить чай, и мы вдвоем с ним выпиваем только 2 бутылки вина в день. За обедом и за ужином. Жизнь тихая, келейная. За стеной кто-то грустно насилует рояль, да Мишка лезет целоваться. Это собака Лёвина. Он у нас очень не любит прачек».
(Из письма Сергея Есенина Галине Бениславской. Батум, 1924 г.)
Увы, театры и рестораны закрыты, поэтому приучайтесь пить чай дома.