САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Помочь царю и помешать кайзеру

Издательство «Престиж Бук» продолжает выпускать сиквелы великолепной «Тайны Желтой комнаты»: вышли романы Гастона Леру «Рультабий у царя» и «Рультабий у Круппа»

леру-рецензия
леру-рецензия
Петр-Моисеев

Текст: Петр Моисеев *

Обложка взята с сайта издательства

«Рультабий у царя» (1913) - третья книга цикла, достаточно близкая к детективному жанру. Журналиста Рультабия приглашают, как можно догадаться, в Россию, где он должен предотвратить покушение революционеров на генерала Требасова. Сама по себе эта история была бы сюжетом скорее для триллера, если бы Леру не усложнил ее странным поведением дочери генерала Наташи. С одной стороны, девушка ведет себя в высшей степени подозрительно и почти в открытую дружит с теми самыми негодяями, которые приговорили ее отца к смерти. С другой стороны, человек она в высшей степени положительный, благородный, любящая дочь, и прочая, и прочая. Как видим, загадка достаточно интригующая, разгадка — вполне приемлемая. Единственное, что портит этот роман, - мелодраматический тон рассказа. В «Тайне Желтой комнаты» и даже во втором романе цикла, «Духи Дамы в черном», Рультабий по преимуществу мыслил, а театральные вздохи и охи звучали скорее как дополнение к логическим рассуждениям. «Рультабий у царя» соткан как раз из таких вздохов:

«- Ах! Если бы она только захотела! Если бы доверилась мне! - воскликнул молодой француз, простирая руки к небесам».

«Наташа! Невиновная или виновная, куда она подевалась? Что делает? Ах! Узнать бы! Узнать, прав ли он или ошибся!»

Создается впечатление, что симпатичную загадку Леру придумал для одной аудитории — а рассказал ее для другой. И неудивительно: широкая публика, скорее всего, предпочтет именно мелодраму, а не детектив.


А еще широкая публика любит получать ровно то же самое, что уже получила. Например, романы про того же самого героя — будь то Рультабий или Фандорин.


И Леру возвращался к Рультабию — или, по крайней мере, к персонажу, которого так же звали. На самом деле в шестой книге серии «Рультабий у Круппа» (1917) из великого сыщика герой превратился в стандартного персонажа приключенческого романа, утратив все свои особые приметы. «Рультабий у Круппа» составлен из двух романов Жюля Верна. Завязка взята из «Флага родины»: гениальный изобретатель придумывает оружие страшнейшей разрушительной силы — его похищают негодяи. Правда, поскольку на дворе Первая мировая, то злодеи не пираты, а кайзер и Крупп. Дальше «Флаг родины» сменяется «Пятьюстами миллионами бегумы», которые Леру честно упоминает прямо в тексте романа: в тыл врага проникает молодой француз, усилиями которого козни злобных пруссаков разрушаются. Правда, в романе Жюля Верна война еще только планируется, и Марселю Брукману удается относительно легко проникнуть на завод Штальштадта. У Леру Рультабию приходится предпринять для этого ряд усилий, и на заводе Круппа он находится в положении военнопленного, правда, с легкостью, присущей героям приключенческого романа, быстро выбивается в ведущие инженеры (впрочем, мотивирован такой скачок достаточно убедительно). В общем и целом, все очень мило, динамично (тем более что роман достаточно небольшой), а для своего времени — еще и патриотично, и остро публицистично, и злободневно.

Правда, чувствуется, что Леру несколько неловко за такое явное снижение планки, и он придумывает-таки один неожиданный поворот сюжета — тоже приключенческого, а не детективного характера, но, тем не менее, заглядывать в конец книги не стоит.


А вообще великие сыщики не предназначены для патриотического служения.


Не один только Леру пытался в годину бедствий заставить своего героя соответствовать политической ситуации. Но «Его прощальный поклон» Конан Дойля интересен только как преждевременный эпилог к саге о Холмсе, а «Кошелек предателя» Эллингем, например, удался еще менее того. Были и более интересые попытки - «Тайный враг» Крофтса, «Минута на убийство» Блейка. И все-таки мудрее же всего поступили Честертон и Агата Кристи, которые знали, что отцу Брауну, Пуаро и мисс Марпл достаточно оставаться собой, чтобы послужить своей родине. Леру такой мудрости не проявил; почему — сказать сложно. Так или иначе, еще одна лакуна в творчестве этого интересного писателя теперь для русского читателя закрыта — а это уже кое-что.

* Петр Моисеев — кандидат философских наук, литературовед, специалист по истории и теории детективного жанра