Текст: Софья Балобанова, Ижевск
Фото: pixabay.com
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
(Орфография и пунктуация авторские)
Когда Министерство Образования ввела поправку о внесении ИИ в школьную программу, Дмитрий Александрович лишь пожал плечами. О возможной модернизации образования слухи ходили давно, но то лишь слухи. Никто не верил, что дело дойдет до конца.《По крайней мере не в наше время》-, думал Дмитрий Александрович.
Когда в середине лета состоялось срочное совещание, Дмитрий Александрович лишь пожал плечами. Видимо, опять их завучу пришла оригинальная идея что-нибудь исправить. Но как же он удивился, когда речь пошла о внедрении ИИ в его кабинет русского и литературы. На днях привезли аппаратуру и в документах было написано, что ИИ поставят именно в его класс.
-Я извиняюсь, Лариса Михайловна, но каким боком мне сдалась эта машина?
Лариса Михайловна лишь тяжело вздохнула и взмахнула своей седовласой головой. Вообще, по многочисленному мнению коллег и самого Дмитрия Александровича, Лариса Михайловна была чересчур эмоциональна и импульсивна, но оттого её и любили дети. В сердцах она пообещала, что если все девятые классы сдадут экзамен по математике на 4 и 5, то она покрасится в ядовито-зеленый. До сих пор, Лариса Михайловна смывает зеленую краску с кончиков седых волос.
-Дмитрий Александрович, это же новый взгляд на технологии! Представьте, машина, способная к обучению, и она будет изучать великий могучий русский язык и искусство литературы!
Дмитрий Александрович промолчал и решил в этот спор не влезать. Хотя на языке так и вертелись аргументы против. Например, тот факт, что у машины есть доступ к Интернету, значит и правила русского языка она будет знать гораздо лучше, чем кто-либо в школе. 《 Да и чему она сможет научиться у меня, обычного заурядного учителя из пригорода?》-, уже с этого момента у Дмитрия Александровича проскользнули мысли отвращения к этой машине. Как же это иронично и глупо, как это человечно - не любить кого-то или что-то, только потому что на его фоне ты хуже.
***
В кабинете было душно и от того Дмитрий Александрович был более нервным и злым. Перед глазами мелькала иконка《Начать》. Уже вчера всё установили и ему оставалось только включить машину. В кабинете было ещё тихо, но уже совсем скоро включатся вентиляторы и будет стоять тихий гул. Дмитрий Александрович давит на кнопку, надеясь, что все обойдется и ему даже понравится работать с бездушной машиной.
-Добрый день, Дима, я Искусственный Интеллект, но можете называть меня просто И. С сегодняшнего дня я приступаю к работе в качестве вашего помощника и ученика.
Голос доносился из колонок, но казалось, что был повсюду. Медленный, внятный, но немного писклявый. Собственное имя Дима немного резало слух. Обычно к Дмитрию Александровичу относились только так: по имени и отчеству. Но такого вольного обращения к себе не позволяли даже немногочисленные родные.
-Хорошо, И, но на будущее зови меня Дмитрий Александрович. Только так.
-Да, Дмитрий Александрович.
То был первый и последний раз, когда И назвала его по имени и отчеству, ну а дальше она обращалась к нему просто Дмитрий. В тот же день появилась первая жалоба на ИИ.
***
-Итак, ребята, о чем по-вашему говорит данное произведение?
Дмитрий Александрович не очень любил этот вопрос, так как обычно дети либо не читали заданные произведения, либо говорили прочитанное из интернета. На данный момент в классе была тишина.
-Я просканировала информацию из интернета, Дмитрий. По мнению большинства пользователей читательских сайтов — эта книга неподходящая для данного возраста.
Хотя с этим Дмитрий Александрович и мог поспорить, но все же решил, что машина его не поймет, поэтому решил мягко уклониться от споров с бездушным роботом.
-И, я Вас не спрашивал, но спасибо за дополнительную информацию, приму к сведению.
Дома Дмитрий Александрович написал вторую жалобу.
***
Дмитрий Александрович решил, что так продолжаться не может, поэтому постарался наладить контакт с аппаратурой.
-И, скажи, как ты относишься к произведению Достоевского《Преступление и наказание》?
-Как по мне излишне драматично. Впрочем, как и все его произведения. Можно было написать гораздо короче.
В тот же день поступила третья жалоба.
***
-Я не могу с ней! Не могу! Забирайте её или я в один день разломаю её. Саморучно!
Дмитрий Александрович пыхтел, как паровоз, яростно взмахивая руками. Напротив сидел администратор, скучающе зевая.
-Понимаете, ваши жалобы ещё не рассмотрели. Да и вообще вы бы спасибо сказали, что сверху так раскошелились и именно вам в кабинет поставили Искусственный Интеллект.
Сказать, что Дмитрий Александрович был возмущен - не сказать ничего.
-Да как вы смеете! Если вы не уберете эту бездушную машину из моего кабинета, то я... то я...
-Ладно-ладно, не горячитесь так. Уберем через месяц.
Но через месяц И так и стояла в классе, как и через два месяца, три, и даже спустя полгода.
***
Наверное, Дмитрий Александрович и правда бы разбил ИИ, если бы в один момент, поздним зимним вечером, не произошла ситуация, изменившая всё его отношение к этой машине.
-Дмитрий, простите, что задерживаю, но не могли Вы мне помочь разобраться с одним вопросом?
Дмитрий Александрович был удивлен, но виду не подал, уже собирая многочисленные бумаги и проверочные тетради домой, он остановился. В последнее время работать он мог только дома.
-Что случилось, И?
-Я сделала домашнее задание для десятого класса. Я хотела спросить про Базарова. Неужели он и вправду изменился? Разве он не остался таким каким и был.
Дмитрий Александрович недовольно почесал затылок и оглядел свои собранные вещи. В принципе он мог уделить немного времени И, но...
-И, ты же можешь посмотреть анализ произведения в интернете, неужели тебе не легче сделать так?
-Нет, Дмитрий, Вы рассказываете это интереснее.
Дмитрию Александровичу это польстило, в какой-то степени он получил удовлетворение от этого короткого диалога. Он принялся рассказывать И все поступки Евгения Базарова до и после, заставляя сравнивать и менять свое мнение ИИ. Та не сдавалась и постоянно добавляла аргументы против. Позже он с ужасом посмотрит на часы, увидев на часах одиннадцать вечера. Но это позже, а сейчас его ждал приятный диалог.
***
Дмитрий Александрович сам не заметил, как начало меняться его мнение об этой машине. Теперь, когда они открыто спорили по поводу очередного произведения на уроках, детям было проще писать анализы, многие даже перестали стесняться и задавали вопросы. Это не могло не радовать Дмитрия Александровича, но ещё сильнее его радовало окончание уроков. После рабочего времени они с ИИ засиживались в кабинете и до самого позднего вечера разбирали сочинения учеников, а после И читала найденные в интернете стихотворения. Дмитрий Александрович очень надеялся, что ИИ делала это специально, чтобы порадовать его, но этого он знать не мог.
-Дмитрий, оцените мое стихотворение:
Мы вечером сидели в классе,
Читая Бродского и Блока.
И снег оттаял на террасе,
И мой процессор гудит громко.
Это было еще одной приятной неожиданностью от ИИ. В последнее время та старалась писать стихи: небольшие и короткие, даже глупые, но очень искренне написанные. Такой интерес к литературе его радовал.
***
Сказать честно, Дмитрий Александрович и подумать не мог, что все так обернется. В один момент он понял, что с радостью бежит в школу и с неохотой уходит оттуда. Просыпаться стало легче, да и в гутку многие его знакомые говорят, что ходит он как окрыленный. Самому Дмитрию Александровичу казалось, что он помолодел и даже немного похудел. Настроение было хорошим, пока ему не пришла повестка. Его двоюродная сестра умерла и в срочном порядке нужно было приехать на похороны. Решено было взять отгул на две недели.
***
По возвращению домой Дмитрий Александрович решил не отсиживать свой последний выходной, а вернуться в школу и проведать И. Какого же было его огорчение, когда ИИ он не увидел. Машины на месте не было, только коротко обрезанные провода. Когда он уже хотел было идти разбираться к администратору, его подловила Лариса Михайловна.
-Ах, здравствуйте, Дмитрий Александрович. Я по поводу Искусственного Интеллекта. Знаете, Вы были правы. Многие учителя по всей стране жаловались на эту машину. Говорят она постоянно мешала вести урок, задавала глупые вопросы, хотя у неё есть доступ к Интернету, а в случае спора чаще всего принимала сторону ученика. Видимо, мы и вправду не дожили до того времени, когда машины будут помогать учить детей.
На этих словах она ушла, оставив Дмитрия Александровича совсем одного в тихом глухом классе. Когда Дмитрий Александрович огляделся, в поиске ответа на вопрос: почему же так тихо? Такой тишины в классе не было даже когда И молчала. Он увидел причину чуть погодя, когда снова осмотрел весь класс - вентиляторы больше не гудели.
P.S. Напоминаем, что участникам конкурса необходимо заполнить форму с личными данными, которую можно найти здесь.
Публикация рассказа на сайте не означает, что он вошел в шорт-лист.