Текст: ГодЛитературы.РФ
Фото и страницы книги предоставлены издательством
ВХУТЕМАС — они же высшие художественно-технические мастерские — это учебные заведения, созданные после революции 1917 года в Москве, Петрограде и других российских городах и фактически просуществовавшие до 1930 года, пока интересы художников и советского государства окончательно не разошлись; кто-то наверняка вспомнит, что именно за выпускника ВХУТЕМАСа выдавал себя в «Двенадцати стульях» Остап Бендер, пытаясь попасть на пароход «Скрябин». Впрочем, у заведения и без него хватало известных учеников: среди них, например, художники-графики «Кукрыниксы» или фотограф Юрий Ерёмин. Передовая для своего времени структура обучения, объединившая факультеты изобразительного искусства (живописный, скульптурный) и производственные (архитектурный, полиграфический, металлообрабатывающий и т.д.), позволяла получить разнонаправленное художественное образование и выпустила в мир множество больших мастеров в самых разных областях.
К 100-летию со дня образования ВХУТЕМАСа издательство «Бослен» совместно с Московским клубом библиофилов заботливо собрало материалы, рассказывающие о Полиграфическом факультете ВХУТЕМАСа — ВХУТЕИНа, о его преподавателях и студентах и о том, как сложились их судьбы.
В издании целых два невероятной красоты (и толщины) тома: первый включает в себя биографии преподавателей факультета, каталоги студенческих печатных работ (1920—1930) и работ выпускников (1927—1954), а во втором находятся биографии 135 художников, учившихся на Полиграфическом факультете. Сборник проиллюстрирован графическими работами, многие из которых публикуются впервые, а также воспроизведениями редких книжных изданий: всего в обоих томах более 1000 иллюстраций и более 160 фотографий, закрывающих белые пятна в «иконографии» вхутемасовцев.
Предлагаем вам полистать фрагмент первого тома о Владимире Фаворском — мастере портрета и книжной графики, преподовавшем во ВХУТЕМАСе с 1921 года.