САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Пятое измерение

В Петербурге открылась выставка, посвященная Ахматовой и Булгакову

Выставка Ахматова-Булгаков
Выставка Ахматова-Булгаков

Текст: Светлана Мазурова, Санкт-Петербург

Фото предоставлены организаторами выставки

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме открыл выставку «Анна Ахматова. Михаил Булгаков. Пятое измерение».

- Мы работали над выставкой почти год. Пандемия отложила ее открытие, - рассказала Нина Попова, создатель и первый директор музея Ахматовой, теперь - президент Благотворительного фонда друзей музея. - Непривычное соединение двух имен - Анна Ахматова и Михаил Булгаков. Она живет в Ленинграде, он - в Москве. Она поэт, он прозаик и драматург. У него короткая жизнь (49 лет), у нее длинные 76… Но при внимательном рассмотрении открываются важные для понимания вещи не только в их творчестве, но и в истории культуры, в нашей истории в целом. Конечно, притягательно сопоставить две творческие личности, их взгляды, оценки происходившего.

Ахматова и Булгаков познакомились в Ленинграде в 1933 году, в гостях у художника Николая Радлова на улице Миллионной, дом 13. Потом Анна Андреевна бывала в московской квартире Булгакова. Всего в их жизни было семь встреч.

Булгаков умер в марте 1940-го, в декабре 1940-го Ахматова начала писать «Поэму без героя» - здесь, в Фонтанном доме, в годовщину смерти Мандельштама. Она была знакома с текстом «Мастера и Маргариты» еще в ранней редакции, а в Ташкенте, в эвакуации прочла весь роман, его машинописный вариант. Вероятно, это чтение послужило одним из посылов к написанию драмы «Энума элиш».

Художник экспозиции Сергей Падалко придумал и по-разному стилистически оформил каждое пространство выставки. Коридор с зелеными стенами и меловой побелкой, как в коммунальных квартирах и в казенных учреждениях советского времени, соединяет их воедино. По обе стороны длинного коридора - двери и дверки. Открыв любую из них, можно войти или заглянуть в пространство жизни и творчества двух писателей.


Каждая «комната» имеет условное название.


Например, в комнате «Было дело в Грибоедове» представлены исторические документы из ленинградского Дома писателей, как будто сошедшие со страниц «Мастера и Маргариты», а в «Судилище» можно взять в руки и прочитать стенограммы партийных заседаний, на которых Ахматову называли «невероятной блудней», а Булгакова - «литературным уборщиком», «безбилетным пассажиром в советском поезде» и «наглым пассажиром, который требует себе места». На столе журнал «Крокодил» 1936 года, на обложке которого написано: «Последнее слово подсудимых», справка о запрете к постановке пьес Булгакова «Зойкина квартира», «Дни Турбиных», «Багровый остров», «Бег».

Для пространства «Пятое измерение» петербуржцы принесли фотографии из семейных архивов. На снимках - лица людей 1930—1960-х годов. Кто они - обыватели, герои своего времени, читатели, соседи по коммунальной квартире? В центре комнаты на столе - чернильница, рукописи Ахматовой и Булгакова. Такое решение пространства - попытка представить, как на фоне коммунального быта, житейского хлама, орущего радио рождаются в сознании писателя голоса, диалоги, характеры его героев, обстоятельства их жизни - и становятся художественным текстом.

Камерное пространство «Огненная стихия», тема всепожирающего огня. На столе в центре комнаты - первая редакция романа «Мастер и Маргарита», частично сожженная Булгаковым (подлинник хранится в Российской государственной библиотеке), пепельница Ахматовой и рукопись поэмы «Реквием».

«Подвал памяти»: внутри комнаты-кладовой по стенам от пола до потолка стоят стеклянные банки. В них - «тайные мысли», «навсегда потерянные священные сувениры», листы рукописей «Поэмы без Героя» и романа «Мастер и Маргарита». Некоторые страницы можно увидеть только здесь - это рабочие варианты разных лет, не вошедшие в окончательную редакцию.

Во всех комнатах «нехорошей квартиры» - тексты Михаила Булгакова из романа «Мастер и Маргарита» и Анны Ахматовой из «Поэмы без Героя» и из пьесы «Энума элиш». Вас будет сопровождать любимая музыка Михаила Булгакова из оперы Шарля Гуно «Фауст».

На выставке представлены более двухсот подлинных предметов: редчайшие рукописи, произведения художников-современников и легендарный портрет Ахматовой, созданный Амедео Модильяни в 1911 году в Париже.

Выставка продлится до 11 октября.

ЦИТАТА

«Тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов. Скажу вам более, уважаемая госпожа, до черт знает каких пределов!» 

Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита»