Текст: Ирина Ивойлова
Впервые муниципальный этап в столице пройдет дистанционно. По русскому языку – 17 ноября, по литературе – 20 ноября. Какие задания могут быть на олимпиаде по русскому языку и литературе? Возможно, похожие на эти:
Литература, 7-ой класс
Догадайтесь, какие тексты русской литературы представлены этими переводами. Укажите авторов и названия произведений.
- VOLKODLAK
- Hrabri Vanija koraka
- Neki dan domu na noč,
- Ino mrzlo pot pretaka
- Sam skoz mirodvor gredoč. <…>
- Vanija strahu trepeče,
- Da se ježi las mu vsak,
- Misli si, da gloda – žveče
- Mrtvih kosti volkodlak.
- ЈЕДРО
- Бела са једро усамљено,
- Кроз плаву маглу мрешка сјај!..
- Што се по свету недогледном?
- Што остави свој родни крај?
- Таласи пљуште, урла ветар,
- Jарбол се повия ко прут...
- Не тражи оно срећу светом,
- Нит га од среће води пут!
Правильные ответы: А.С. Пушкин, «Вурдалак», М.Ю.Лермонтов «Парус». С «Парусом» попроще, конечно, а вот с «Вурдалаком» куда как сложнее. В школьной программе этого стихотворения нет и никогда не было. Кстати, слова «волкодлак», «волкоглак», «вурдалак» могут встретиться и заданиях по русскому языку. Вокруг них есть, о чем порассуждать.
Литература 8-ой класс
Прочитайте стихотворение. Напишите сочинение о нем. 200-300 слов
- Ты помнишь? В нашей бухте сонной
- Спала зелёная вода,
- Когда кильватерной колонной
- Вошли военные суда.
- Четыре – серых. И вопросы
- Нас волновали битый час,
- И загорелые матросы
- Ходили важно мимо нас.
- Мир стал заманчивей и шире,
- И вдруг – суда уплыли прочь.
- Нам было видно: все четыре
- Зарылись в океан и в ночь.
- И вновь обычным стало море,
- Маяк уныло замигал,
- Когда на низком семафоре
- Последний отдали сигнал...
- Как мало в этой жизни надо
- Нам, детям, – и тебе и мне.
- Ведь сердце радоваться радо
- И самой малой новизне.
- Случайно на ноже карманном
- Найди пылинку дальних стран –
- И мир опять предстанет странным,
- Закутанным в цветной туман!
Русский язык, 7-ой класс
Укажите два варианта ответа, где все глаголы относятся к одному и тому же спряжению:
- Смотреть, повеселеть
- Освещать, выглядеть
- Выскочить, выспаться
- Колыхаться, бриться.
(Верные 3 и 4 варианты)
Студентам иностранцам показали, как образуются слова с суффиксом -ёнок- и привели примеры: лиса-лисенок, слон-слоненок. А затем предложили назвать детенышей следующих животных: медведь, волк, козел, корова. Предположите, какие слова они бы выдали. Напишите, знания о каких закономерностях русского языка должны использовать студенты, чтобы в каждом случае верно образовалось слово.
(Тут чередование д/ж, к/ч, беглый гласный ё, образование слова от иной основы)
Русский язык, 11-ый класс
Есть правило: с предлогами «вопреки», «навстречу», «наперекор», «согласно», «благодаря» имена существительные употребляются не в форме Родительного падежа, а в форме Дательного. Какой пример нагляднее всего докажет это правило?
- Навстречу религиозной процессии
- Благодаря своевременной инспекции
- Согласно расходной ведомости
- Вопреки мощному ветру.
(Понятно, что четвертый вариант нагляднее иллюстрирует правило)
Даны конструкции двух типов севернорусских говоров. Как будут выглядеть предложения в литературном языке?
- У него уже дров наколото
- У волков тут корову йидено
- Хлеб у йих весь проросши.
(Подсказка, если кого задание поставило в тупик: «дров наколото, корову съедено»)
Все задания взяты из открытых источников по материалам олимпиад прошлых лет.