САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Какие вопросы будут на Всероссийской олимпиаде по литературе и русскому языку

12 ноября в Москве начинается муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников

Всероссийская олимпиада по литературе и русскому языку
Всероссийская олимпиада по литературе и русскому языку

Текст: Ирина Ивойлова

Впервые муниципальный этап в столице пройдет дистанционно. По русскому языку – 17 ноября, по литературе – 20 ноября. Какие задания могут быть на олимпиаде по русскому языку и литературе? Возможно, похожие на эти:

Литература, 7-ой класс

Догадайтесь, какие тексты русской литературы представлены этими переводами. Укажите авторов и названия произведений.

  • VOLKODLAK
  • Hrabri Vanija koraka
  • Neki dan domu na noč,
  • Ino mrzlo pot pretaka
  • Sam skoz mirodvor gredoč. <…>
  • Vanija strahu trepeče,
  • Da se ježi las mu vsak,
  • Misli si, da gloda – žveče
  • Mrtvih kosti volkodlak.
  • ЈЕДРО
  • Бела са једро усамљено,
  • Кроз плаву маглу мрешка сјај!..
  • Што се по свету недогледном?
  • Што остави свој родни крај?
  • Таласи пљуште, урла ветар,
  • Jарбол се повия ко прут...
  • Не тражи оно срећу светом,
  • Нит га од среће води пут!

Правильные ответы: А.С. Пушкин, «Вурдалак», М.Ю.Лермонтов «Парус». С «Парусом» попроще, конечно, а вот с «Вурдалаком» куда как сложнее. В школьной программе этого стихотворения нет и никогда не было. Кстати, слова «волкодлак», «волкоглак», «вурдалак» могут встретиться и заданиях по русскому языку. Вокруг них есть, о чем порассуждать.

Литература 8-ой класс

Прочитайте стихотворение. Напишите сочинение о нем. 200-300 слов

  • Ты помнишь? В нашей бухте сонной
  • Спала зелёная вода,
  • Когда кильватерной колонной
  • Вошли военные суда.
  • Четыре – серых. И вопросы
  • Нас волновали битый час,
  • И загорелые матросы
  • Ходили важно мимо нас.
  • Мир стал заманчивей и шире,
  • И вдруг – суда уплыли прочь.
  • Нам было видно: все четыре
  • Зарылись в океан и в ночь.
  • И вновь обычным стало море,
  • Маяк уныло замигал,
  • Когда на низком семафоре
  • Последний отдали сигнал...
  • Как мало в этой жизни надо
  • Нам, детям, – и тебе и мне.
  • Ведь сердце радоваться радо
  • И самой малой новизне.
  • Случайно на ноже карманном
  • Найди пылинку дальних стран –
  • И мир опять предстанет странным,
  • Закутанным в цветной туман!

Русский язык, 7-ой класс

Укажите два варианта ответа, где все глаголы относятся к одному и тому же спряжению:

  • Смотреть, повеселеть
  • Освещать, выглядеть
  • Выскочить, выспаться
  • Колыхаться, бриться.

(Верные 3 и 4 варианты)

Студентам иностранцам показали, как образуются слова с суффиксом -ёнок- и привели примеры: лиса-лисенок, слон-слоненок. А затем предложили назвать детенышей следующих животных: медведь, волк, козел, корова. Предположите, какие слова они бы выдали. Напишите, знания о каких закономерностях русского языка должны использовать студенты, чтобы в каждом случае верно образовалось слово.

(Тут чередование д/ж, к/ч, беглый гласный ё, образование слова от иной основы)

Русский язык, 11-ый класс

Есть правило: с предлогами «вопреки», «навстречу», «наперекор», «согласно», «благодаря» имена существительные употребляются не в форме Родительного падежа, а в форме Дательного. Какой пример нагляднее всего докажет это правило?

  • Навстречу религиозной процессии
  • Благодаря своевременной инспекции
  • Согласно расходной ведомости
  • Вопреки мощному ветру.

(Понятно, что четвертый вариант нагляднее иллюстрирует правило)

Даны конструкции двух типов севернорусских говоров. Как будут выглядеть предложения в литературном языке?

  • У него уже дров наколото
  • У волков тут корову йидено
  • Хлеб у йих весь проросши.

(Подсказка, если кого задание поставило в тупик: «дров наколото, корову съедено»)

Все задания взяты из открытых источников по материалам олимпиад прошлых лет.