Текст: ГодЛитературы.РФ
Открывая собрание в том же демонстрационном зале ГУМа, в котором накануне проходила церемония объявления Короткого списка "Большой книги", бессменный президент Российского книжного союза Сергей Степашин полушутя напомнил первые строки памятного подавляющему большинству собравшихся советского гимна: "Союз нерушимый республик свободных...". Только вот, продолжил бывший премьер-министр России, СССР давно нет, а РКС активно продолжает свою деятельность.
О некоторых аспектах этой деятельности напомнил снятый специально к юбилею фильм. В котором многолетний замруководителя Роспечати Владимир Григорьев напомнил, что Сергей Степашин - единственный премьер-министр России (со времен Косыгина), который охотно и помногу цитирует русскую классику, что и навело на мысль обратиться именно к нему в 2001 году с предложением возглавить новосоздаваемую профессиональную ассоциацию, а директор книжного магазина "Москва" Марина Каменева признала, что, хотя РКС создавался как внутриотраслевая общественная организация, за прошедшие годы показал себя как влиятельный "игрок", способный донести до самых верхов нужды книжного сообщества. В частности - избежать закрытия множества книжных магазинов по всей стране.
Напомнили также и другие "этапы большого пути" РКС: программа поддержки чтения, а позднее - программа поддержки детского и юношеского чтения, программа "Самый читающий регион". А еще - поездка русских писателей к российским войскам в Сирию и активная поддержка отрасли во время больно ударившего по индустрии прошлогоднего локдауна. Невозможно также забыть активную роль РКС в подготовке и проведении первого Литературного собрания в 2013 году: именно с него, по словам Владимира Толстого, ведется отсчет современных процессов в литературе и книгоиздании в России.
Владимир Толстой вышел не просто так, а чтобы зачитать поздравление президента Путина; как бы отвечая на него, Сергей Степашин с удовольствием напомнил, что недавно РКС добился уменьшения НДС на электронные книги. И пообещал добиться, чтобы НДС на книги был отменен вовсе (подтвердив серьезность своего намерения тем, что как бы в шутку попенял вышедшему поздравить его президенту АСТ-Эксмо Олегу Новикову на чрезмерную дороговизну его книг).
"За двадцать лет сменилось четыре министра культуры, - напомнил Владимир Григорьев уже не с экрана, а живьем. - Минпечати исчезло, Роспечать мигрировала в Минцифру, а РКС живет и делает свое дело».