Текст: Наталья Лебедева
Имя Самуила Маршака «прошагало» с нами все детство. "Кошкин дом", "Пудель", "Багаж", "Королевский бутерброд", "Вот такой рассеянный"… Мы знаем эти стихи наизусть, читаем их нашим детям, и нет никаких сомнений, что будем читать внукам. Но что мы знаем об их авторе, кроме запоминающейся бодро "марширующей" фамилии? Исправить это писателю Ирине Лукьяновой и художнику Ольге Ионайтис предложила поэт и издатель Анастасия Орлова. И вот серия «Жизнь замечательных людей» издательства «Книжный дом Анастасии Орловой» пополнилась новой книгой «Маршак. Точное слово». Это история жизни невероятного человека, который почти всю свою жизнь посвятил детям. А еще он работал издателем и помогал молодым писателям, "открыл" Бианки и Житкова, имел смелость защищать своих коллег по перу в непростые годы и сам едва не попал под арест.
«Маршак – это мое детство и детство моих детей», - пытается ответить на вопрос, почему именно Самуил Яковлевич, автор книги Ирина Лукьянова. А еще это ее работа: после того, как она написала книгу о Корнее Чуковском для взрослой серии ЖЗЛ, стало понятно, что от Маршака никуда не уйти. Слишком много связывало этих двух великих детских и одновременно очень глубоких авторов. Как признавался Чуковский, ни с кем он так "очистительно" не читал стихи, как с Маршаком.
Маршак – это влюбленность в стихию русского стиха. Маршак – это невероятно трагическая судьба. Маршак – это огромный и сложный мир, скрытый за кажущимися легкими и очаровательными детскими стихами. Продолжает свой список Ирина Лукьянова. А для художника Ольги Ионайтис, нарисовавшей потрясающие акварельные иллюстрации для новой книги, Маршак – это возвращение в счастливый мир детства, в котором трехлетняя Оля была готова часами декламировать взрослым «Сказку о глупом мышонке».
Кому это интересно? Зачем? «Это мне в детстве было очень интересно узнать, кто эти взрослые дяденьки и тетеньки, которые написали мои любимые книги. Какими они были детьми? Что любили делать? Как начали творить? Кто им помогал или, наоборот, мешал?» - рассказывает Ирина Лукьянова.
Но в процессе работы она столкнулась с серьезной проблемой – как говорить с детьми об истории XX века. Революция, война, репрессии… Все это непросто даже для взрослых, а как объяснить это ребенку? Сложно говорить с детьми о смерти. А Маршак потерял двоих детей, и совсем умолчать об этом тоже было бы неправильно. Но Ирине Лукьяновой удалось пройти по хрупкому историческому льду, оставив за бортом повествования самые острые и спорные моменты. Жаль только, что в книгу не поместилась история о том, как Дисней хотел купить права на экранизацию сказки «12 месяцев».
Не менее захватывающей и напряженной была работа художника. Ольга Ионайтис признается, что чувствовала себя немного археологом, который вслед за героем все глубже и глубже погружается в его мир и эпоху. «Я часами разглядывала фотографии, любезно предоставленные наследниками Маршака, могла изучить 50 домиков того времени, чтобы нарисовать нужное мне крыльцо», - раскрывает она некоторые секреты.