САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Позже» Стивена Кинга: преодолевая вторичность

Стивен Кинг продолжает писать книги для подростков. На этот раз — история о мальчике, который видел призраков (но не как в «Шестом чувстве»!)

Коллаж из обложек книг на английском и русском языках
Коллаж из обложек книг на английском и русском языках

Текст: Сергей Сызганцев

Стивен Кинг. Позже. Пер. с англ. Т. Покидаева — М.: АСТ, 2021

Вероятно, ажиотаж вокруг выхода нового романа Стивена Кинга сравним разве что с повышенным вниманием к выходу новой книги Виктора Пелевина. У россиян так уж точно. В этом году два писателя идут почти в ногу: в начале августа в США у «Короля ужасов» был опубликован роман «Billy Summers», а в конце месяца в России у нашего соотечественника должна выйти книга «TRANSHUMANISM INC». Обеим историям ещё предстоит дойти до русского читателя, но тут Кинг вытаскивает козырь, и на прилавках книжных магазинов уже лежит его новый (ещё один!) переведённый роман «Позже».

После предыдущей книги Стивена Кинга, «Институт», роман «Позже» рискует поймать на себе косые взгляды, а некоторые фанаты с разочарованием отметят, что, мол, Кинг уже не тот — погнался за трендами и ещё основательней вошёл в подростковую литературу. Отчасти они будут правы: новая книга Стивена Кинга написана и правда для подростков. Однако в ней всё же выделяются «маркеры» «дяди Стиви» — дети со сверхспособностями, тёмное прошлое персонажей, гнетущее чувство нарастающего саспенса и борьба с внутренними демонами.

Главный герой романа «Позже» — молодой человек по имени Джейми, обладающий сверхспособностью видеть мёртвых сразу после их смерти. Первая ассоциация, которая может возникнуть, — фильм М. Найта Шьямалана «Шестое чувство». И ваша интуиция не подведёт — Кинг и сам несколько раз его вспоминает на страницах своей книги. Однако роман «Позже», вопреки вторичному сюжету, получился вполне самостоятельным произведением — настоящим «кинговским».

Сюжет и без того малообъёмного романа «Позже» получился камерным, что сближает его с нетипичным для Кинга жанром семейной драмы. По словам Джейми, жил он «как в романе Диккенса с нецензурной бранью». Его мама Тия – литературный агент. Из-за сложной экономической ситуации в стране она еле сводит концы с концами и нередко бросает крепкие ругательства. Отца Джейми никогда не видел, но зато часто наблюдал свою маму в компании её подруги-полицейской Лиз, которая стала для Джейми почти второй матерью. Завершает небольшой круг общения мальчика их сосед — профессор английской литературы мистер Беркетт, недавно потерявший жену и говорящий «холодный шкаф» и «телефунгус» вместо «холодильника» и «телефона».

Но, как это часто бывает в романах Кинга, за обычным и повседневным кроется пугающее потустороннее.

Теперь перед нами — не сцены из семейной жизни, а самый настоящий мистический триллер, где Джейми вдруг оказывается медиумом в общении с призраками. Где-то это играет ему и его матери на пользу — например, разговор с умершим писателем, — а где-то угрожает смертельной опасностью — например, когда ему нужно выведать у призрака террориста-смертника, где тот заложил последнюю бомбу. Кинг, как всегда, мастерски играет с жанрами и смело выливает на читателя коктейль из малоприятных, но сочных подробностей.

Впрочем, как мы уже выяснили, роман для подростков, так что Кинг не особо распалился на жуткие подробности. Он предал своей истории чуточку наивности и уделил особое внимание отношениям главного героя со своей мамой.

«Все хорошие мамы знают, чего боятся их дети», — замечает Джейми,

и, наверное, в его словах подрастающее поколение узнает себя и своих родителей. Они, вероятно, поймут Джейми так же, как и поймут посыл романа — можно долго скрываться от своего страха, но однажды всё равно придётся с ним столкнуться, и это сражение будет самым важным в жизни.

Романы «Институт» и «Позже» заметно выбиваются из привычной библиографии Стивена Кинга. Они написаны про подростков и для подростков. Это уж точно не выдающиеся работы Кинга и не вершины его творчества. Однако эти произведения по-своему важны и интересны. Возможно, этими книгами Кинг пытается утвердить свою позицию дедушки, а может быть, это способ привлечь к своему творчеству юных читателей. Фанаты писателя вряд ли найдут в «Институте» или в «Позже» что-то новое и то, благодаря чему полюбили произведения Кинга. Но эти книги вполне подойдут тем, кому ещё предстоит познакомиться с тёмными фантазиями «Короля ужасов».