САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Как возрождали «Тарханы»

Летопись дома-музея М. Ю. Лермонтова: редкие фото и интересные факты

Владимир Путин в Тарханах. 2014 год / kremlin.ru
Владимир Путин в Тарханах. 2014 год / kremlin.ru

Текст: «Пензенская правда»

Текст предоставлен в рамках информационного партнерства «Российской газеты» с газетой «Пензенская правда» (Пенза)

За свою долгую историю музей в Тарханах пережил много «взлетов и падений». Как и в других учреждениях культуры, на нем отразилась жизнь нашей страны в самых разных ее проявлениях — постараемся же рассказать об этих отражениях.

Как это было...

Историю Тархан, усадьбы, с которой у М.Ю. Лермонтова связаны яркие детские и юношеские впечатления, можно назвать драматичной.

После смерти Е.А. Арсеньевой, бабушки поэта, Тарханы перешли в разряд «заглазных имений»: с 1845 года наследники в усадьбе не жили, а все дела были переданы управляющим, не каждый из которых, к сожалению, понимал значение этого места.

Идея создания музея в Тарханах возникла в конце XIX века, но свое развитие она получила гораздо позже.

Тарханы, День памяти Лермонтова, 2008 год. Фото: flickr.com

В сентябре 1918 года А.В. Луначарский пригласил на беседу председателя Чембарского уезда, комитета РКП/б/ В.И. Барышева. Первый вопрос, который задал Нарком просвещения, был о состоянии дома Белинских в Чембаре и поместья «Тарханы». Луначарский дал указание немедленно национализировать бывший дом Белинских, привести этот дом и усадьбу в Тарханах в порядок и установить мемориальные доски.

5 октября 1918 года В.И. Ленин подписал декрет, по которому все памятники старины объявлялись народным достоянием — однако лишь в 1924 году в бывшую усадьбу Е.А. Арсеньевой для ее осмотра от Пензенского Губполитпросвета был командирован научный сотрудник Пензенских Заповедников А.А. Уранов, который нашел драгоценное для каждого русского место в страшном запустении.

«Осмотренный дом пришел в ветхость; почти все комнаты нуждаются в существенном ремонте и некоторые из них недавним осмотром инспекцией Труда признаны негодными к жилью — в них разрушены полы, стены закопчены, штукатурка обвалилась. …Облицовка дома также обветшала и общий вид дома облезлый. …Беглый осмотр надворных строений показал их чрезвычайную ветхость. Так людская из жилого помещения превратилась в сарай, стена здания амбара отходит, крыша на скотном дворе снесена и от двора остались лишь стены. …Осмотр имеющегося при усадьбе сада показал, что …парковая часть запущена, в плодовой поддерживается порядок. …Рядом с домом стоит церковь… Ряд икон, принадлежащих …кстати хороших мастерах, и имеющих тот интерес, что самые изображения оригинальны и, поскольку я знаком с православною иконописью — редки. …В церкви в настоящее время служба не производится. … Чембарским Исполкомом сделано постановление о закрытии церкви».

В тот же день был составлен акт, фиксирующий непривлекательный вид часовни над могилой поэта. Читаем: «Штукатурка в нижних частях стен облупилась, …местами обвалилась масляная краска со стен и образовала крупные белые пятна. Окно с южной стороны выбито, … деревянная двухстворчатая дверь почти совершенно разрушена. …Замка нет, пол не подметён. …Надгробная доска белого мрамора с надписью «Елизавета Алексеевна Арсеньева…» сорвана на пасхальной неделе 1924 года и хранится сейчас в сторожке... Как удалось установить, доска сорвана неизвестными лицами из желания найти ход… в склеп».

Справедливость сказанного в акте подтверждается отзывами, которые оставляли в те годы приезжающие в лермонтовские места. Например: «Век во времени и форма бытия нас отдаляют от гения, пророка жизни и величайшего художника слова, каковым был ты, незабвенный Михаил Юрьевич! Я посетил с волнением сердечным твою могилу и то место, где ты провел солнечное детство. Людская алчность истребила твоё жилище, невежество и тупоумие твоих сограждан покрыло паутиной запустения надгробный памятник. Но… мысль твоя жива, живы бессмертные образы и краски, а вместе с ними вечно будет жить твоё имя и память о тебе! 24.5 1923 г. Г.Я. Тихонов» (прокурор из г. Самары).

Улица Бугор, ведущая к усадьбе. Начало XX века. Фото: pravda-news.ru

Встревоженная полученными сведениями Музейная Комиссия начала бить тревогу. Во все инстанции были направлены письма, в которых убедительно доказывалось, что закрытие церкви Марии Египетской, «связанной с таким крупным именем, которым Пензенская губерния должна гордиться», является недопустимым, что над лермонтовскими местами нависла «угроза целости и сохранности»...

12 августа 1925 г. Лермонтовский совхоз вместе с усадьбой и всем находящимся в нем госимуществом был передан в арендное пользование Лермонтовскому коневодческому товариществу «Лермонтовский рысак», который по договору обязан охранять все госимущество арендуемого им совхоза. В течение одного года было снесено около половины надворных хозяйственных построек. После недолгого пребывания (1928—1929 гг.) в доме школы колхозной молодежи его стали использовать для хранения зерна (нижний этаж) и как зимнее помещение для домашней птицы (мезонин). Лермонтовские места вопреки всем декретам продолжали разрушаться.

Фотография 1932 г. изображает дом с выбитыми окнами, с разрушенными балконами и чердаками, без печных и водосточных труб, с выщербленной кирпичной облицовкой. Ограды, отделявшей хозяйственный двор от парка, а также красивых ворот с колоколами уже не существует.

Разрушающаяся усадьба. Фото: pravda-news.ru

Только в 1934 году Президиум Средне-Волжского крайисполкома объявил усадьбу заповедником. В 1936 году при активном участии заместителя наркома народного образования Н.К. Крупской начинаются работы по организации Лермонтовского музея.

Начиналось все так:

«...Теплой осенью 1934 года в Пензе в клубе имени 1-го Мая проходил литературный вечер, посвященный 120-летней годовщине со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Среди собравшихся находились горячие почитатели памяти наших великих земляков – М.Ю. Лермонтова и В.Г. Белинского.

Кто-то принес на вечер несколько фотографий, выполненных весной 1933 года: на снимках были запечатлены дом Белинских в Чембаре и усадьба Арсеньевой, бабушки М.Ю. Лермонтова, в Тарханах, которые находились в запущенном состоянии. На вечере зашел разговор о том, что кто-то из людей, любящих свой край, должен привести их в порядок. Собравшиеся обратились к А.И. Храмову:

— Александр Иванович, вы коренной чембарец, имеете опыт культурно-просветительной работы, почему бы вам не посвятить себя этому?

— Хорошо, подумаю, — последовал ответ».

Первый директор музея Александр Храмов. Фото: pravda-news.ru

Так писал в своих воспоминаниях о первом директоре музея А.И. Храмове Федор Алексеевич Забнев, который после окончания Чембарского педагогического училища в 1938 году поступил в музей М.Ю. Лермонтова младшим научным сотрудником.

Уже весной 1935 года А.И. Храмов приехал в родной Чембар с твердым намерением организовать музеи В.Г. Белинского в Чембаре и М.Ю. Лермонтова в Тарханах — но сперва нужно было заручиться согласием советского правительства. Зимой 1935 года А.И. Храмов едет в Москву, в Наркомпрос, к Н.К. Крупской, с которой был знаком по участиям в совещаниях культпросветработников. По ее ходатайству на восстановительные работы государством было отпущено 100 тысяч рублей.

Родной дом М.Ю. Лермонтова пришлось реставрировать от фундамента до крыши. Современники свидетельствовали, что в это время в будущем музее «не было ни одного гвоздя, который был бы вколочен без участия первого директора А.И. Храмова». Но сил и профессионализма для создания экспозиции у создателей музея не было.

27 июля 1937 года в газете «Известия» была опубликована статья М.С. Шагинян о ее поездке в Тарханы, в которой сообщалось, что «ремонт дома и благоустройство парка идут полным ходом; однако все выполняется со страшной безвкусицей; стены комнат в доме украшены огромными картинами, изображающими Лермонтова, работы местных «мастеров».

После этой публикации Н.К. Крупская обратилась к Ю.К. Бонч-Бруевичу, директору Гослитмузея, с просьбой «помочь оборудовать дом-музей М.Ю. Лермонтова и создать в нем экспозиции». В бригаду по разработке экспозиции вошли сотрудники литмузея — К.М. Виноградова, Н.А. Любович, Т.А. Иванова, а также М.Д. Беляев и Н.П. Пахомов. Для Тархан было собрано и закуплено 518 экспонатов, а к открытию музея их насчитывалось уже около 1500.

Сотрудники Государственного литмузея, занимавшиеся созданием экспозиции. Фото: pravda-news.ru

К февралю 1939 года основные подготовительные работы были закончены, и руководство Гослитмузея решило показать тарханскую экспозицию в качестве выставки (в неполном объеме) в залах своего музея. Она была открыта 1 февраля 1939 года и получила хорошую оценку. И.Л. Андроников сказал о ней: «Тарханы не пожалуются на отнятый приоритет; такой выставке, как эта, не стыдно быть и в Москве, а не только на периферии».

Одновременно с домом-музеем реставрационные работы велись и в часовне, где похоронен М.Ю. Лермонтов. 1 мая 1939 года был открыт доступ к гробу М.Ю. Лермонтова.

Часовня-усыпальница Арсеньевых-Лермонтовых, 2020 год. Фото: wikimedia.org

30 июля 1939 года состоялось торжественное открытие дома-музея. На митинге, как и положено, присутствовали важные представители областного и районного руководства, гости из Москвы и, что особенно замечательно, — около двух тысяч человек, приехавших или пришедших в Тарханы специально. В залах музея о Лермонтове рассказывали семь экскурсоводов, включая и московских музейщиков, создателей экспозиции.

А на следующий день, 31 июля, появилось сообщение в газете «Вечерняя Москва»:

«Вчера село Лермонтово переживало радостный день. Здесь торжественно открыли дом-музей поэта. В залах дома размещено около полутора тысяч экспонатов. Среди них немало уникальных».

Митинг по случаю открытия музея. Фото: pravda-news.ru

Что было дальше

24 октября 1971 года состоялся первый Лермонтовский день поэзии.

1 декабря 1974 года в Тарханах был перезахоронен Ю.П. Лермонтов, отец поэта.

9 июня 1985 года в Тарханах открыли памятник М. Ю. Лермонтову по проекту скульптора О. К. Комова и архитектора Н. И. Комовой, он выполнен в бронзе, находится на территории усадьбы.

Памятник М.Ю. Лермонтову в Тархханах. Фото: wikimedia.org

2 апреля 1997 года Указом Президента Р.Ф. Б.Н. Ельцина Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Р.Ф. 19 ноября 1997 года приказом № 695 МК РФ музей «Тарханы» был принят в ведение Министерства культуры Российской Федерации.

Сентябрь 2013 года. Завершение работы по возвращению первоначального вида захоронениям М.Ю. Лермонтова и членов его семьи. Предстояло восстановить утраченные стены и своды склепов, засыпать пустоты между склепами промытым песком с послойным утрамбовыванием через каждые 20 сантиметров.

Фото: pravda-news.ru

18 мая 2014 года состоялось торжественное открытие музейно-просветительского центра музея-заповедника «Тарханы», а 15 октября 2014 года музей-заповедник «Тарханы» посетил Президент России В.В. Путин.

2015 год. Приказами Министерства культуры РФ 3 объекта — «Усадьба «Тарханы», «Могила М.Ю. Лермонтова», «Усадьба Апалиха» — были внесены в реестр культурного наследия. Также были определены границы территории музея-заповедника как «достопримечательного места» и утвержден режим его использования в рамках указанного статуса.

Владимир Путин во время посещения Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» с директором музея Тамарой Мельниковой, 2014 год. Фото: kremlin.ru

12 июня 2015 года. Торжественная церемония награждения лауреатов госпремии 2014 года проходила в Георгиевском зале Кремля. Указом Президента Российской Федерации директору музея-заповедника «Тарханы» Тамаре Мельниковой вручена государственная премия в области литературы и искусства за комплексное восстановление музея-заповедника, возрождение традиций усадебной культуры и популяризацию творческого наследия Михаила Лермонтова.

Оригинальный материал: «Пензенская правда»