Текст: Нива Миракян, Инга Бугулова
В рамках достигнутой договоренности о проведении перекрестного Года музеев Россия - Италия, в 2021-22 годах только с российской стороны запланировано более 30 мероприятий. Как отметила Ольга Любимова, с момента старта Года была открыта вереница знаковых экспозиций, которые наполнили культурную жизнь России: "Линия Рафаэля" в Эрмитаже, "Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии" в Государственном историческом музее, "Сиена на заре Ренессанса" из Пинакотеки Сиены, Госархива Сиены и музеев Тосканы, а также "Шедевры из Музея Каподимонте в Неаполе" в Пушкинском музее.
По словам министра, глобальная пандемия, к счастью, не стала преградой для реализации этого масштабного проекта, а во многом даже стала своего рода катализатором. Прошлый год был невероятно сложным и непредсказуемым - зато подтолкнул к поиску новых форм диалога с публикой. И музеи в этом непривычном концентрированном процессе, увязанном с цифровой трансформацией, взяли на себя ведущую роль. "Впереди, в рамках перекрестного года, у нас намечена большая выставка, связанная с Венецией, которую совместно с итальянскими коллегами подготовит Музей изобразительных искусств им. Пушкина. Я уверена, что она вызовет в Москве огромный ажиотаж", - подчеркнула глава Минкультуры России.
Министр культуры Италии Дарио Франческини, в свою очередь, назвал "знаменательными" мероприятия музейного года, которые пройдут еще в Венеции, Риме, Неаполе. По словам Франческини, Италии, счастливой обладательницы 4-5 тысяч хранилищ, есть чему поучиться у России. "К сожалению, мы не можем похвастаться дополнительными услугами, такими как организация лабораторий для проведения учебных мероприятий. Между тем Россия может гордиться очень эффективным музейным опытом, который мы также хотели бы приобрести", - пояснил итальянский министр.
Несомненным флагманским событием Года стал "российско-итальянский музейный диалог" - мегафорум, который прошел накануне в Милане, где собрались лидеры музейного сообщества двух стран. Ольга Любимова поблагодарила итальянских коллег и руководителей всемирно известных российских и итальянских музеев, которые собрались в Милане. В новой, столь быстро меняющейся реальности, в потоке информации, который все труднее фильтровать, именно музеи остаются надежными хранителями "вечных ценностей". По словам министра, эти проекты не просто заполняют календарь культурной жизни России и Италии, но во многом определяют направления культурной политики двух стран.
На полях музейного "саммита" "РГ" удалось пообщаться с директором Галереи Уффици Айке Шмидтом. Он рассказал, что постоянно контактирует с российскими коллегами и рад новым контактам. "Убежден, что благодаря участию министров культуры России и Италии саммит придаст вес сотрудничеству между нашими странами, тем более что у нас уже имеется опыт успешного взаимодействия с российскими музеями. Достаточно вспомнить выставку, посвященную Рафаэлю, прошедшую несколько лет назад в Пушкинском музее. А также экспозицию, приуроченную к творчеству Боттичелли, которую мы организовали во Владивостоке и Санкт-Петербурге. Таким образом у нас есть уже традиционно хорошая база для наращивания сотрудничества. Музейный саммит — это прекрасная площадка для обмена опытом по привлечению посетителей обратно в музеи после пандемии, а также возможность для создания новых проектов".
Айке Шмидт также анонсировал, что в ближайшее время в постоянной экспозиции флорентийской Галереи Уффици, на первом этаже Палаццо Питти, впервые будет представлена уникальная историческая коллекция из 78 русских икон, которая сформировалась в течение XVIII и XIX веков.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Накануне открытия перекрестного Года музеев на площадке миланского Аудиториума прошел концерт классической музыки в исполнении лауреатов Международного конкурса имени Чайковского. Согласно действующим на территории Италии правилам санитарной безопасности, к посещению всех мероприятий допускаются лишь обладатели "ковид-сертификата".
Но главным событием все же стало открытие в Милане выставки "Россия и Европа в судьбе и творчестве Достоевского", приуроченной к 200-летию классика. В экспозиции, расположившейся в доме-музее итальянского писателя Алессандро Мандзони, - уникальные предметы из коллекции Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля. Гости смогут увидеть личные вещи Федора Михайловича, редкие фотографии и эскизы к произведениям, а также книги с его автографом.
- Многие музейные реликвии, в том числе личные вещи Достоевского, мы впервые показываем за пределами России, - рассказал "РГ" директор ГМИРЛИ им. Даля Дмитрий Бак. - Тема выставки очень актуальна, поскольку писатель не только любил Европу, подолгу жил и работал в Италии, Германии и других странах, но и нередко подвергал острой критике некоторые устои западноевропейской жизни. Экспозиция вызвала живой интерес публики, особенно много посетителей было у витрины, где представлено перо, которым были написаны «Братья Карамазовы».
Выставка будет открыта до 31 октября.