САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Как раскрыть убийство. Истории из практики ведущих судмедэкспертов Великобритании

Впечатлительным просьба не читать: судебные медики Дерек и Полин Тремейн рассказывают об ужасах своей работы

Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложка с сайта издательства
Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложка с сайта издательства

Текст: Сергей Шулаков

Треймен Д. Как раскрыть убийство. Истории из практики ведущих судмедэкспертов Великобритании. Пер с англ. А. Усачевой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 320 с.

Дерек и Полин Тремейн – супруги, судебные медики, одни из самых известных специалистов в своей области в Великобритании. В аннотации сказано, что «они занимались расследованием самых широко освещаемых преступлений, среди которых катастрофа на железной дороге в Клэпхеме, крушение судна "Marchioness", дело "рочдейлского потрошителя", попавшее в документальный детективный сериал ВВС». Российскому читателю это вряд ли что скажет. Тем более что столкновение поездов на лондонской станции Клэпхем-Джанкшен в 1988 году, в результате которого погибло 35 человек и пострадали 484, и затопление прогулочного судна «Marchioness» – «Маркиза» после столкновения с земснарядом на Темзе в 1989-м, повлекшее гибель 51 человека, преступлениями признаны не были. Дерек Треймен также был экспертом в сериале «Trail of Guilt» – «След вины» 2002 года.

Предисловие к книге написал Ричард Шепард, звезда британской судебной медицины, участвовавший в расследовании многих резонансных смертей: например, гибели леди Дианы. Шепард пишет: «Когда смотришь криминальный сериал, может показаться, что убийцу ловит один герой... В конце серии его обычно осеняет ослепительная вспышка озарения, следует быстрый арест <...>. Я знаю, вы не верите всему, что видите на экране, но все равно идете на поводу у истории, даже если <...> задаетесь вопросом «Как же все бывает на самом деле?». Из книги как раз ясно – как. Для раскрытия убийств работа патологоанатома очень важна, но неподготовленного читателя подробности такого откровения вполне могут шокировать. Например, судебные врачи на страницах этой книги собирают изуродованную локомотивом голову, по частям прикрепляя к черепу и сшивая ткани лица, чтобы идентифицировать жертву – к счастью, весь этот ужас притушеван нотками иронии. «– Смотри-ка, что я принес!.. Нам пришлось заниматься пугающе омерзительной работой, но мы с доктором Ли чувствовали себя очень непринужденно, и весь процесс воссоздания головы сопровождался дружескими шутками. Я не сомневаюсь, что посторонний человек увидел бы в нас типичных сумасшедших ученых (образ из массовой культуры. – С.Ш.). Ночь, освещенная электрическим светом тесная комнатка в пустой и темной лаборатории, и мы посмеиваеся за работой. Сначала это казалось фантастическим, а затем, когда стала проявляться личность погибшей – зловещим...»

Научным консультантом русского издания выступил д-р мед. наук Сергей Шигеев, главный специалист по судебно-медицинской экспертизе Москвы и Центрального округа Российской Федерации. В кратком предисловии он говорит, что эта книга для тех, кто за раскрытием преступления видит еще и результат труда судебно-медицинских экспертов – «профессионалов, искренне жаждущих найти ответы на такие вопросы, о которых другим и помыслить страшно». Действительно, читать бывает нелегко. И вполне ожидаемо, что людям этой професии, чтобы не сойти с ума, приходится находить в своем ремесле хоть что-то забавное.

Но самое захватывающее в книге патологоанатомов – не этот мрачноватый юмор и даже не подробности ремесла, а описание заведения, в котором начинал карьеру Дерек. В 15 лет он попал стажером в отделение судебной медицины Больницы Гая, основанной в 1721 году и ставшей медицинским учебным и научным центром. Юноша сам напросился в отделение судебной медицины. «По широкой крутой лестнице из белого известняка, которую по обеим сторонам стерегли два старинных черных фонарных столба, я поднялся прямо к внушительному входу. И вот тут все стало по-настоящему. Двойные деревянные парадные двери вели в просторный прохладный вестибюль с выложенным мрамором полом. На пьедесталах стояли мраморные и бронзовые бюсты самых именитых хирургов и врачей больницы...» Когда Дерек был совсем молодым специалистом, его забавляла самонадеянность студентов-медиков и работников скорой помощи, которых водили в Больницу Гая на профессиональные экскурсии. Проводил эти экскурсии сам Дерек. Проходя мимо восковых изображений и банок с препаратами, его подопечные сначала перешучивались, потом замолкали. А в помещении, где были помещены заспиртованные патологии интимных органов, один за другим хлопались в обморок – и это подготовленные люди. Посему обычных общественных экскурсий здесь не бывает.

С одной стороны, подобные тексты могут вызвать упреки в потакании низменным страстям, тяге к страшненькому. Но следует иметь в виду, что само написание таких книг помогает специалистам в области паталогоанатомии бороться с жутью, с которой они сталкиваются ежедневно. Так что в каком-то смысле такая литература, пожалуй, имеет большее значение для авторов, чем для читателей.