Текст: Наталья Соколова
"Белые ночи" с Марчелло Мастроянни (1957)
Лента Лукино Висконти с великолепным Марчелло Мастроянни. Победитель Венецианского кинофестиваля 1957 года. Действие фильма перенесено из Петербурга в Ливорно. Правда, бутафорский, снятый в павильоне. И белых ночей там не бывает. Сказочный Ливорно, но не менее романтичный от этого. Молодой итальянец Марио влюбляется в русскую девушку Наталью (Мария Шелл), которая ждет своего неожиданно пропавшего возлюбленного (Жан Маре). Из краткого синопсиса понятно, что интерпретация Федора Михайловича получилась вольной, но удивительно тонкой - ее очарование не только в образе, который создал Мастроянни, но и в психологизме, которым Висконти щедро приправил свою картину.
![](https://glstatic.rg.ru/uploads/images/2021/11/11/3840x_9a5.jpeg)
Японский "Идиот" Акиры Куросавы (1951)
Русская классика от великого японца. Пожалуй, самая экзотическая экранизация Федора Михайловича и при этом весьма тонко устроенная. Действие фильма перенесено на Хоккайдо, самый северный из японских островов. Камэда возвращается домой. В трюме парохода он встречается с новоиспеченным миллионером Акамой, который рассказывает о своей роковой страсти к красавице Тэко Насу… Фильм был разгромлен критиками, но совершенно незаслуженно. Спустя 70 лет после премьеры он смотрится невероятно актуально. О ленте положительно отзывался даже знаменитый ученый Дмитрий Лихачев. "Я думаю, классика современна, пока современны проблемы, поднятые в произведении, как, например, в "Идиоте", - говорил он. - Ведь Мышкин гибнет оттого, что он беззащитен, слишком сложен и слишком высок для того мира, в который пришел. Это проблема вечная и, наверное, повсеместная. Поэтому для японцев оказалось закономерным и органичным сделать Идиота японцем и нашим современником".
![](https://glstatic.rg.ru/uploads/images/2021/11/11/3840x_1_27f.jpeg)
"Идиот" с Юрием Яковлевым (1958)
Еще один Достоевский от Ивана Пырьева. Говорят, что Пырьев планировал снять три части картины. Но вышла только одна. Якобы Юрий Яковлев и Юлия Борисова, устав от съемок и от перфекционизма режиссера, отказались от продолжения. Важнейшая роль Юрия Яковлева. На экране он воплотил почти идеальный образ Мышкина - хрупкого и нежного снаружи, но изможденного внутренней работой души на пределе человеческих возможностей.
![](https://glstatic.rg.ru/uploads/images/2021/11/11/3840x_2_2e1.jpeg)
Голливудский боевик "Карамазовы" (1958)
Ричард Брукс превратил роман Достоевского в криминальный боевик. Достоевский и лихой голливудский триллер? Почему бы и нет. Получился просто захватывающий фильм со множеством сюжетных линий, под стать роману. Образы всех Карамазовых схвачены очень точно. Пожалуй, лучшее понимание Достоевского на всем голливудском пространстве.
![](https://glstatic.rg.ru/uploads/images/2021/11/11/3840x_3_7e3.jpeg)
Классические "Белые ночи" (1959) Ивана Пырьева
После эпохальных картин - "Свинарка и пастух" и "Кубанские казаки" - Иван Пырьев экранизировал самую лиричную повесть Федора Михайловича. Получилось почти камерное кинопроизведение. Настеньку и Мечтателя сыграли Людмила Марченко и Олег Стриженов - сыграли удивительно близко к тексту и настроению литературного оригинала.
![](https://glstatic.rg.ru/uploads/images/2021/11/11/3840x_4_5c3.jpeg)
"Преступление и наказание" (1969) со Смоктуновским
Черно-белая драма Льва Кулиджанова. В роли Раскольникова - Георгий Тараторкин. В роли Порфирия Петровича - Иннокентий Смоктуновский. Фильм длится три с половиной часа, но они пролетают незаметно - классический детектив с умным и дотошным следователем и уничтоженным своим же деянием преступником.
![](https://glstatic.rg.ru/uploads/images/2021/11/11/3840x_6_01a.jpeg)
"Преступление и наказание" (1983) от финна Аки Каурисмяки
Действие перенесено в Хельсинки XX века. Удивительно, как гармонично знаменитый сюжет Достоевского наложился на Финляндию 1980-х годов и ее социальные проблемы. Молодой маргинал, бывший студент, приехавший из глубинки, решает сам вершить правосудие. Подобно Раскольникову, главный герой Антти Рахикайнен задается вопросом, "тварь ли он дрожащая или право имеет".
![](https://glstatic.rg.ru/uploads/images/2021/11/11/3840x_7_ac7.jpeg)
"Идиот" с Евгением Мироновым (2003)
Владимир Бортко снял в роли князя Мышкина Евгения Миронова. Эта роль вошла в хрестоматийную галерею героев Достоевского наравне с гениальным воплощением Мышкина в исполнении Юрия Яковлева. Как роман Федора Михайловича держится на Мышкине, так и десятисерийный фильм держится на Миронове, чей герой убедителен, чистосердечен и открыт миру.
![](https://glstatic.rg.ru/uploads/images/2021/11/11/3840x_8_72d.jpeg)
"Братья Карамазовы" (2008) в формате спектакля
Фильм снят по одноименному роману и инсценировке Эвальда Шорма, на основе спектакля Дейвицкого театра, поставленного в 2000 году режиссером Лукашем Главицей. Режиссер - Петр Зеленка. Это своего рода "роман в романе". Труппа из Праги показывает в сталелитейном цеху на фестивале в Кракове постановку "Братьев Карамазовых". Оказывается, актеры и их персонажи удивительно схожи, их чувства и помыслы невероятно созвучны. Лента выдвигалась от Чехии на премию "Оскар", но в шорт-лист не вошла.
![](https://glstatic.rg.ru/uploads/images/2021/11/11/3840x_9_e28.jpeg)
Сериал "Достоевский" (2010)
И, конечно, наш список был бы неполным без знаменитого сериала Владимира Хотиненко. Это вольная кинобиография Федора Михайловича. От участия в кружке петрашевцев до написания "Братьев Карамазовых" - этот период из жизни Достоевского выхватил режиссер. К слову, видные филологи-достоевисты Людмила Сараскина и Игорь Волгин с трактовкой Достоевского в популярном мини-сериале не согласились. Хотиненко обвиняли в недостоверности и излишней гламурности. А сам Хотиненко говорил: "Достоевского я полюбил, я понял его как человека и сроднился с ним. Достоевский был очень сложным человеком с очень непростым характером. Иногда вредный, но с удивительно тонким чувством юмора". Но кажется, что благодаря все тому же Миронову экранизации многое простили.
![](https://glstatic.rg.ru/uploads/images/2021/11/11/3840x_10_8e4.jpeg)
Источник: rg.ru