Текст и фото: Арти Д. Александер
Это объемное (536 с.) издание со множеством черно-белых иллюстраций и красочной цветной вклейкой выпущено специализированным московским издательством «Садра». Документальное повествование начинается с момента, когда легендарный царь Кир основал Персидскую империю и первую из правивших в ней династий – Ахеменидскую.
Вскоре Персия превратилась в настоящую великую державу всей тогдашней ойкумены. Именно Кир впервые распорядился организовать государственную почтовую службу, принципы которой потом переняли во многих странах, и через римлян они повлияли на устройство почты не только на Востоке, но и на Западе. Дарий I повелел отремонтировать и замостить камнем все главные дороги в огромной стране, привел в строгий порядок систему налогообложения и установил единую денежную систему. Золотой «дарик» на несколько веков стал самой твердой валютой для Персии и сопредельных земель.
Автор отмечает и такую деталь:
И кстати, легендарный Персеполь строили отнюдь не рабы, а вольные мастера с хорошим жалованьем, «соцпакетом» и даже прообразом профсоюза.
…На протяжении веков на иранской земле менялись царства и династии, столицы и одеяния, оружие и учебные заведения. Иран (это традиционное имя страна обрела на международной арене 1935 году) всегда был одной из самых самобытных стран, но при этом - неразрывно связан с другими государствами. Во время Второй мировой войны через Иран в СССР везли значительную часть грузов по ленд-лизу. На Тегеранской конференции обсуждалось, каким будет послевоенный мир.
В книге рассказывается о первой иранской революции 1905-1911 годов, конституции и событиях Первой мировой войны, в том числе - действиях германской агентуры и планах Англии по установлению контроля над Персией, особенно над нефтяными месторождениями. Истории иранской нефти посвящена отдельная глава, от пуска первой скважины до использования последним шахом полученных от продажи нефти миллиардов долларов на приобретение предметов роскоши и западных технологических линий, применить которые в Иране так и не оказалось возможным…
На презентации книги присутствовал посол Ирана в России Казем Джалали, написавший предисловие к изданию. Он поблагодарил автора за создание глубокого и содержательного документального произведения и выразил надежду, что появление этой книги станет еще одним шагом многонациональных русского и иранского народов навстречу друг другу.
Действительно, взаимоотношениям между Ираном и Московским царством, Российской империей, Советским Союзом в книге уделено много внимания. В том числе тем местам современной России, которые когда-то были частью Персидской империи или находились в сфере ее культурного влияния. Прежде всего, это Каспийский регион и древний город Дербент - «ключ к Кавказу», где персидский царь Хосров Ануширван когда-то повелел построить мощную крепость.
Среди транспортных узлов на пути из России в Иран важнейшую роль всегда играла Астрахань. В книге описаны приключения голландского путешественника Яна Янсена Стрейса, который во времена царя Алексея Михайловича участвовал в строительстве первого русского военного корабля – фрегата «Орел». Корабль был сооружен в селе Дединово на Оке, а потом по Волге дошел до Астрахани. Стрейса там застало знаменитое восстание под предводительством Степана Разина, но голландец умудрился поладить с мятежниками и даже неплохо заработал, скупая у них по дешевке драгоценности. Именно в его мемуарах впервые была опубликована душераздирающая история о Стеньке Разине и утопленной им персидской княжне. В тексте цитируются каспийские легенды «о Степане Разине и Персидском царе», исследование советских учёных о той самой княжне, проведённое в 1956 году по запросу МИДа СССР.