САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Попасть в свой размер: Ксения Правкина

Интервью с финалисткой премии «Лицей» — об учебе в Литинституте и автофикшне как поэтическом пространстве перформанса

Фото: со страницы Ксении Правкиной Вконтакте (vk.com/id39622160)
Фото: со страницы Ксении Правкиной Вконтакте (vk.com/id39622160)

Интервью: Ольга Лапенкова

Какие ценные навыки даёт поэту учёба на филфаке или в Литинституте? Что важнее для человека, который хочет войти в литературную среду: талант или полезные знакомства? И что можно считать мерилом профессионального успеха? Мы расспросили об этом трёх поэтов, получивших известность в своей среде благодаря гуманитарному образованию и премиальным механизмам. Публикуем вторую часть этого "триптиха": беседу с Ксенией Правкиной.

Ксения Правкина окончила Литературный институт им А. М. Горького. Публиковалась в изданиях «Полутона» (2018, 2020, 2021), «Ф-Письмо», «Русский пионер», «Артикуляция» и «Грёза» (2021). Стихи вошли в шорт-лист премии «Лицей» (2019).


  • что общего у девочки и земли
  • глухая боль боли
  • тело тела кричащего
  • это такой коллективный язык
  • это такой наш секрет универсальный
  • кладбища сухих косточек памяти слёзных
  • по ночам взрывающие мозг
  • по ночам вспарывающие брюшную полость
  • эти желтоватые древние кости можно в слова складывать
  • бессонница анорексия соматика
  • на самом деле память живёт в животе
  • там её парадигма корневая ветвится вниз
  • уходит в бурую почву
  • и тогда кровать больше не любовь прорастающая сквозь сон как сон-трава
  • и тогда кровать только горячая война красная-красная
  • как вагина менструирующая

  • что ещё общего у девочки и земли
  • холмы и низины усыпанные чужеродной органикой
  • усыпальницы скорби полынные
  • полные пепла нежности омертвелой
  • дремлющие вулканы ярости
  • я ощущаю физически слово вулкан
  • внутри своего тела
  • вулкан происходит от слова вульва
  • там где есть вдох но нет речи
  • в промежутках между буквами набухает

  • у девочки и земли так много общего
  • что иногда они неотличимы
  • неразличимые на краю ночи проживают
  • свой совместный быт идентичный
  • я лежу тяжёлая неподвижная смотрю как они носят с реки молоко слёз целыми кувшинами
  • один за одним
  • я приподнимаюсь на локтях
  • я пью его пью
  • я не могу остановиться

Многие творческие методы, которые на Западе стали едва ли не классическими, у нас по-прежнему воспринимаются как дерзкий эксперимент. Это касается и традиции автофикшна, в которой ты работаешь. Расскажи, что это за «окно в Европу»?

Ксения Правкина: Для меня автофикшн — про освобождение, про возможность говорить прямо. Я занимаюсь женским письмом, и мне важно, что я могу проговорить любой опыт — от телесного до семейного травматического, искусственно не конструируя «лирическую героиню», как бы странно это ни звучало, учитывая, что мы говорим о поэзии. Разумеется, я в тексте — совершенно не то же самое, что я в жизни, но там довольно большой процент документальности. В одном тексте я, например, перечисляю абсолютно реальные вещи, которые брала в путешествие.

Автофикциональное женское письмо — это моё крошечное поэтическое пространство перформанса. Я просто хочу вытащить на поверхность все тёмные, стыдные, неартикулируемые вещи. Вытащить их на свет, как шершавые камни неподъёмные, честно побыть с ними, узнать их, подержать в ладонях.

Фото: со страницы Ксении Правкиной Вконтакте (vk.com/id39622160)

Не сталкивалась ли ты с «синдромом самозванца»?

Ксения Правкина: Что касается поэзии, долгое время мне казалось, что я вообще ни разу не молодец и ничего не делаю. Ну вот да, вроде хороший текст, хорошая подборка, ну опубликовали. Но я же здесь вообще ни при чём. Что я сделала-то? Просто слов накидала. Всё это было прочно связано с понятием вдохновения. Многие по-прежнему считают, что поэт ничего не делает, а ходит и собирает мифические «вдохновенные» лучи, и усилий прикладывать не нужно. Но в какой-то момент я просто честно с собой поговорила и поняла, что письмо — это работа, главная моя работа вообще. И стало ощутимо легче.

Как ты относишься к заявлениям, мол, если кто-то пишет без размера и не в рифму, то это не стихи?

Ксения Правкина: Раньше меня очень раздражали все эти вещи про то, что стихи не в рифму — не стихи, что так каждый дурак может. А сейчас как-то перестало задевать. Те, чьё мнение для меня ценно, просто не мыслят такими категориями, а что там думают остальные — неважно. Неприятно, конечно, но не критично.

Возможно, я стала увереннее в себе, а возможно, я просто живу в таком относительно комфортном информационном пузыре. Периодически выбираясь оттуда, я всё же ощущаю — не раздражение, скорее изумление. Мне-то в моём маленьком домике кажется: ну вот, всё стало сильно лучше. Женское письмо, феминизм, верлибр, котики, любовь. Но нет. У нас ещё очень и очень много работы.

Насколько важным этапом была для тебя учёба в Литературном институте, в творческой мастерской Андрея Василевского? Как думаешь: если бы ты не пошла в Лит, а поступила бы на филфак, это бы что-то кардинально изменило в твоей судьбе?

Ксения Правкина: У меня было очень болезненное, но важное первое обсуждение: Андрей Витальевич сказал, что то, что я делаю, — это не поэзия и лучше вообще не писать, чем писать так. Меня это потрясло, и я практически ничего не писала три года. А потом начала заново, и это были совершенно другие тексты.

Для меня семинар Андрея Витальевича — лучший в Лите, и чтобы это понять, понадобилось обойти много других. Очень грустно, что я только на четвёртом курсе втянулась, но этот поиск своего семинара, своего метода стал важным опытом.

Если бы я не пошла в Лит, то училась бы в медицинском. А писать, думаю, писала бы всегда. Просто это было бы что-то иное.

Каково быть финалисткой «Лицея» — одной из самых престижных литературных премий? Думаешь, именно этот опыт стал толчком твоей профессиональной карьере — или наоборот? Или это не слишком-то взаимосвязанные вещи?

Ксения Правкина: С «Лицеем» я до последнего не верила, что вообще куда-то войду, тем более в шорт. Помню только церемонию награждения. Было тревожно и адски жарко. Так что я просто пыталась выжить и ни о чем почти не думала.

Профессиональной карьеры я у себя не вижу. Но если говорить именно о письме, то не думаю, что это вообще как-то повлияло. Я тогда искала свой метод, и письмо постоянно менялось. После «Лицея» я просто продолжила делать то, что делала.

Как ты считаешь, государство поддерживает молодых авторов — или власть имущим поэзия не слишком нужна? Каких возможностей не хватает начинающему поэту: премий, фестивалей, грантов?

Ксения Правкина: Не очень хочется даже думать про государство, не знаю, кого оно вообще способно поддержать. Мне не очень нравится весь этот иерархичный премиальный процесс и хотелось бы развитой горизонтальной грантовой системы.

Планируешь ли ты вступать в Союз писателей?

Ксения Правкина: Мне кажется, это последнее, о чём я могу подумать. Вообще не представляю, чем они там в своём Союзе занимаются.