САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Мистические "Мертвые души"

В своем спектакле худрук Театр Виктюка Денис Азаров вывел мертвых душ на сцену и заставил их читать заговоры

teatrviktuka.ru
teatrviktuka.ru

Текст: Михаил Визель

Первая премьера 2022 года в Театре Виктюка - трехчасовые "Мертвые души", поставленные сменившим самого Романа Виктюка новым художественным руководителем Денисом Азаровым. Его премьера состоялась 21 февраля.

И заставила вспомнить Булгакова. Не потому, что великий драматург сделал, в том числе, инсценировку "Мертвых душ", а потому, что называл Булгакова "самым мистическим русским писателем". И новая постановка напоминает нам, что великий уроженец Полтавской губернии, многолетний "итальянец", окончивший свои дни в Москве, - не только автор реалистических "Ревизора" и "Шинели", но и уходящих в фольклор "Вия" и "Утопленницы". А еще - сочащейся веселой чертовщиной "Пропавшей грамоты" и эпического "Тараса Бульбы". А кроме того, напоминает, что классик вечно жив не потому, что ему ставят памятники, а потому, что не иссякают изображенные им характеры и положения.

Действие спектакля разворачивается на чем-то вроде двухъярусной дороги. На первом, наземном этаже сидят нищие и инвалиды, пьют и поют (в том числе - башлачевского "Ванюшу"), сюда же выходят все гоголевские герои. Второй же этаж, как поясняет программка, - это "временной портал, где могут проноситься новейшие "Сапсаны", а может пролетать Птица-тройка". Само же действие в целом в следует гоголевскому сюжету. Но обрамляется дознанием, которое ведет молодой "прогрессивный" следователь по имени Порфирий Петрович. Так что визиты Чичикова к помещикам оказываются как бы "восстановлены" в ходе следственных действий.

Два действия решены в разном ключе. Первое - визиты к Манилову, Ноздреву, Собакевичу - в, можно сказать, "эстетском": прекраснодушный Манилов (актер Иван Иванович) предстает почти что декадентом, а Плюшкин (засл. артист Дм. Бозин) - действительно "прореха на человечестве", черная дыра, страшная и засасывающая всё вокруг. Второе же действие - визит к Коробочке (засл. артистка Людмила Погорелова), беседа двух дам и губернаторский бал - решены в резко гротесковом ключе, доходящем до фарса и пародии. Объединяет эти два действия, во-первых, сама фигура Чичикова, который резко выделяется на фоне и помещиков, и чиновников, в прямом смысле слова, благодаря более чем двухметровому росту актера Сергея Епишева, и во-вторых, перемежающим отдельные эпизоды выходами на авансцену хореографической группы, буквально изображающей мертвые души в сопровождении электронного фолка.

Вообще фольклорная составляющая выделена отдельно: так, запавшая на чичиковского дворника Селифана девка Коробочки читает над ним заговоры от пьянства и на приворот. А один из нищих в переходе рассказывает (и показывает) легенду о женихе, который провел в могиле друга триста лет - и вернувшись обратно в деревню, обнаруживает, что всё в ней то и не то. Это, кажется, и можно считать как основной посыл нового спектакля: со времен Гоголя в России всё изменилось... и ничего не изменилось. Разве что губернаторы стали заниматься фитнесом.

"Русский человек может быть святым, но не может быть честным", - приводит Порфирию Петровичу слова Константина Леонтьева один из допрашиваемых им свидетелей - подельников Чичикова. Наблюдение столь же лестное, сколько уничижительное. Но оспорить его всё так же трудно, как и двести, и сто лет назад.