САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Человек, вошедший в каждый дом. Корней Чуковский

К 140-летию со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского. Из собрания Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ)

К 140-летию со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского. Из собрания Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) / РГАЛИ
К 140-летию со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского. Из собрания Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) / РГАЛИ

Текст: Л.М. Бабаева/РГАЛИ

Корней Иванович Чуковский (настоящее имя Николай Васильевич Корнейчуков), русский писатель, критик, поэт, историк литературы, лингвист, переводчик, родился 19(31) марта 1882 года в Петербурге, умер 28 октября 1969 года в Кунцеве под Москвой, похоронен в Переделкине.

Фонд Корнея Ивановича Чуковского в Российском государственном архиве литературы и искусства весьма скромен и передан в архив из Литературного музея в далекие 40-е годы. Однако полноценные и интереснейшие фонды его дочери Лидии Корнеевны Чуковской и внучки Елены Цезаревны Чуковской с лихвой восполняют отсутствующие сведения драгоценными документами творческой и человеческой биографии Корнея Ивановича. Очерк его литературной деятельности, подготовленный в конце 1970-х годов совместно Л.К. и Е.Ц. Чуковскими, послужил ориентиром в подготовке данного материала.

Ранние годы К. И. Чуковский провел в Одессе. Где жил вместе с матерью Екатериной Осиповной Корнейчуковой (крестьянка Полтавской губернии) и старшей сестрой Марией. Жили в бедности, мать зарабатывала на жизнь стиркой. Отец оставил семью, когда Чуковскому было три года. Ученье мальчику пришлось прервать (очищали гимназии от «кухаркиных» детей, и он был отчислен из 5-го класса), учился дальше сам.

Подростком для заработка перепробовал много профессий, а с 1901 года стал сотрудником в газете «Одесские новости», писал иногда статьи о художественных выставках и книгах, самоучкой овладел английским языком.

В 1903 году, в качестве корреспондента газеты, был направлен в Лондон, где проработал полтора года. В русской печати в это время появляются его статьи об английской литературе.

В 1905 году вернулся в Россию и переехал в Петербург, где начинает редактировать еженедельный сатирический журнал «Сигнал». За антиправительственные карикатуры на Корнея Ивановича возбуждается судебное дело.

В эти же годы Корней Чуковский сотрудничает в «Весах», «Речи», «Русском слове», «Ниве» как литературный критик.

В 1908 году появляется первая книга его статей, выдержавшая за два года три издания – «От Чехова до наших дней». Далее «О Леониде Андрееве», «Лица и маски» 1914 г., «Футуристы» 1922 г., «Александр Блок как человек и поэт» 1924 г., «Две души Максима Горького» 1924 г.

Ни одно явление литературы конца ХIХ - нач. ХХ в. Чуковский не оставил без внимания. Появляются его книги и статьи с анализом творчества современных ему писателей: Бунин, Куприн, Л. Толстой, Короленко, Бальмонт, Сологуб, Гиппиус, Мережковский, Ал. Толстой, Ахматова, Брюсов, Ремизов, Маяковский - таков диапазон его литературной критики. Современники называли Чуковского «Пинкертоном русской литературы», «Критиком-карикатуристом», «Критиком атакующего стиля». Да и сам Чуковский считал критику своим призванием. Интересны выводы о сущности критики, к которым пришел Корней Иванович. Его кредо: «Критика должна быть универсальной, научные выкладки должны претворяться в эмоции. Критика должна быть и научной, и эстетической и философской и публицистической». Об этом он писал в письме к М. Горькому.

Лучшие статьи К. И. Чуковского вполне отвечают провозглашенным им требованиям: сочетать эмоциональность с научностью достоверных собранных наблюдений, с художественным обобщением. В 1910-е - 20-е г.г. он и выступает с многочисленными публицистическими статьями, многие из которых превращались в лекции о литературе, с которыми Чуковский разъезжает по многим городам России. Полемика, которую вызвала разработанная им анкета «Революция и литература», печатавшаяся в газете «Свобода и жизнь», оказалась слишком злободневной, и газету закрыли.

В 1912 г. Чуковский переселился из Петербурга в финское местечко Куоккала, где бывал и раньше. Здесь он сближается с В.Г. Короленко, Л.Н. Андреевым, А.И. Куприным, А.Ф. Кони, В.В. Маяковским. Позднее он создал целую портретную галерею этих деятелей русской культуры. Здесь же в Куоккале накануне Первой мировой войны Чуковский начал вести свой рукописный альманах – Чукоккала. В альманахе сотрудничали многие знаменитые писатели, художники, артисты. Особенно интересно в альманахе представлены 10-е -20-е г.г. На страницах альманаха встречаем записи и рисунки И. Репина, Ф. Шаляпина, Ю. Анненкова, А. Блока, М. Горького, Н. Гумилева, А. Ахматовой, Е. Замятина, В. Ходасевича, В. Маяковского. «Чукоккала» обогащалась новыми именами на протяжении десятилетий.

После февральской революции 1917 г. Чуковский переезжает из Куоккалы в Петроград. В 1918-1924 г.г. он принимает участие в работе созданных тогда многочисленных культурно-просветительных учреждений: руководит литературным отделом «Дома Искусств», ведет там занятия со студийцами, работает в ученой коллегии издательства «Всемирная литература». При его ближайшем участии выходят два толстых журнала «Русский Современник» и «Современный Запад».

К середине 20-х годов оба журнала были закрыты. К этому времени изменяется и характер деятельности Корнея Ивановича, он уходит не только от издательской и организационной работы, но и от литературной критики. На первый план в его деятельности выходят история литературы ХIХ в., литература для детей и переводы.

Первый перевод на русский язык стихов Уолта Уитмена появился в 1907 г., сказки Редьярда Киплинга в 1909 г. Чуковский участвовал в редактировании и переводе отдельных вещей первого собрания сочинений О. Уайльда (1911-1915 г.г.). Переводил Чуковский и позднее: многие произведения У. Уитмена, М. Твена, Т. Честертона, О. Генри, А. Конан-Дойля, У. Шекспира, Д. Дефо, Г. Филдинга. В 1919 г. совместно с Н. Гумилевым выпустил брошюру «Принципы художественного перевода», которые развил позднее в книгах «Искусство перевода» 1930-36 г.г. и «Высокое искусство» 1941 г. Корней Иванович утверждал, что настоящий переводчик не фотографирует подлинник, а воссоздает его творчески: «переводить вдохновение - вдохновением, а красоту - красотой», в противовес «неточной точности» буквалистских переводов.

Большое место в литературной деятельности Чуковского занимала работа над изучением наследия Н.А. Некрасова, начатая им в 1912 г. (около 80 некрасоведческих работ и публикаций в его багаже). Очень интересовало Чуковского отношение к творчеству поэта современников. В результате, им была разработана анкета, которую заполнили А. Ахматова, Н. Гумилев, М. Волошин, Ф. Сологуб, М. Кузмин, В. Маяковский, Н. Тихонов, М. Горький, Е. Замятин, Б. Пильняк. За книгу «Мастерство Некрасова» 1952 г., переиздававшуюся и много лет спустя, К.И. Чуковскому была в 1962 г. присуждена Ленинская премия.

Наиболее громкую известность Чуковский приобрел как писатель для детей. В этом направлении деятельность его столь же многообразна и полна открытий, как в критике и литературоведении. Под его редакцией в издательстве «Шиповник» вышел альманах «Жар-птица» 1912 г., а в издательстве «Парус» - «Ёлка» 1918 г.

В 1917 г. в приложении к журналу «Нива» вышла первая сказка Чуковского «Крокодил» с рисунками Ре-Ми, а в 1919 г. эта «поэма для маленьких» была опубликована отдельным изданием.

Впервые в детской литературе появились образы города: трамваи, автомобили, аэропланы.

С.Я. Маршак впоследствии отдал должное «Крокодилу»: «Первый, кто соединил литературную линию с лубочной, был Корней Иванович. Надо было быть человеком высокой культуры, чтобы уловить эту простодушную и плодотворную линию».

С 1923 по 1926 г. Чуковский написал еще несколько сказок: «Мойдодыр» 1923 г. с иллюстрациями Ю. Анненкова, «Тараканище» 1923 г. и «Муха-Цокотуха («Мухина свадьба»)» 1924 г. с рисунками С. Чехонина, «Путаница» 1926 г. и «Чудо-дерево» 1926 г. с рисунками В. Конашевича, «Бармалей» 1925 г. с иллюстрациями М. Добужинского, «Телефон» 1926 г. с рисунками К. Рудакова, «Федорино горе» 1926 г., оформленную В. Твардовским. В сказках Чуковского нет сухой назидательности, но всегда есть моральный вывод – справедливость и доброта торжествуют.

Юрий Тынянов подчеркивал, что детская поэзия открылась, был найден путь для дальнейшего развития сказки, она стала близка искусству кино.

Любовная работа К.И. Чуковского над сказками для детей вызвала неудовольствие прессы. К концу 20-х годов работа Чуковского в детской литературе подверглась разгрому.

Рапповцы и педагоги утверждали, что вообще не нужна никакая сказка, что она мешает восприятию реальности. Даже слово было найдено - «чуковщина». В печати появились утверждения, что «чуковщина» опасна и аполитична.

В это трудное время Корней Иванович писал о том, что в каком унижении находится детский писатель, если имеет несчастье быть сказочником. Его трактуют как фальшивомонетчика и в каждой сказке выискивают тайный политический смысл. Он принимает решение учиться не у педагогов, а у самих малышей, а поможет ему в этом чуковщина, т.е. любовное изучение детей и длительная работа над своим материалом.

Плодом такой работы стала книга «От двух до пяти» 1928 г. Чуковский называл это – «уйти в детвору». Без преувеличения Чуковский трудился над созданием этой книги всю его жизнь. Уже в 1906 г. Корней Иванович просил родителей присылать ему самобытные детские слова и речения. Поэтому книга создавалась с тысячами родителей (десятилетиями Чуковский копил письма и родительские дневники). На этом материале он показал, что тяга детей к «небывальщине» и фантазированию не уводит ребенка от познания реальности, а наоборот, помогает ее познанию, а игра в слова-«перевертыши» обучает постигать дух родного языка. Книга постепенно при жизни Чуковского пополнялась новым материалом и выдержала 21 издание.

Корней Иванович считал, что поэзия для детей и для взрослых должна оставаться поэзией. В 30-х годах появились всего две сказки Чуковского: «Лимпопо» или «Айболит» 1935 г. и «Краденое солнце» 1936 г.

В 1938 г. Чуковский переехал из Ленинграда в Москву. Осенью 1941 г. он с семьей отправляется в эвакуацию в Ташкент и сразу принимает участие в работе Комиссии помощи эвакуированным детям.

В 1943 г. выходит антифашистская книга К. И. Чуковского – «Одолеем Бармалея». А «Приключения Бибигона» 1946 г. вновь подверглись разгрому и были изданы лишь в 1963 г. (17 лет спустя после написания).

В период «оттепели» в 1955 г., после шестнадцатилетнего перерыва, была издана книга К. И. Чуковского «От двух до пяти», после двадцатитрехлетнего перерыва в 1964 г. «Высокое искусство», но новых сказок он уже не писал.

В конце 50-х годов возникла дискуссия о русском языке. В это время появляется книга Чуковского - результат его постоянных раздумий и исследований - «Живой как жизнь» 1962 г., перекликающаяся со всеми предыдущими.

В этом же году состоялась его третья поездка в Англию, где ему была присуждена в Оксфордском университете степень доктора литературы. Об этом времени Чуковский вспоминал как о театрализованном действе, на полторы недели оторвавшем его от любимой работы.

Были темы, дорогие Корнею Ивановичу, к которым, несмотря на все многообразие

интересов, он возвращался всю свою жизнь. Одна из них - Чехов. Первый вариант книги «Чехов» появился в 1958 г., а в 1967 г. - окончательный - «О Чехове».

Подготовка Полного собрания сочинений доставила Чуковскому много огорчений.

Лучшие его работы были искалечены цензурой или вообще не вошли. В 1969 г. он составил оглавление будущего 7-го тома, до которого дожить не надеялся.

В настоящее время К.И. Чуковский - один из самых издаваемых и печатаемых авторов.

Судьба Чуковского гораздо благополучнее многих его современников, но и ей присущи, как мы видим, черты трагические.

Хочется подчеркнуть, что К.И. Чуковский очень любил людей. Обогащал их и сам обогащался замечательными беседами и встречами всюду, где находился в каждый конкретный момент, и много усилий на протяжении всей своей жизни посвятил борьбе за то, чтобы взрослые поняли детей.

Один из счастливых видов его деятельности состоял в ежегодном устройстве двух «Костров» перед началом учебного года и после его окончания. На его даче в Переделкине каждый костер посещало пятьсот и более детей местных и приезжих, приглашались известные артисты из Москвы и Ленинграда, давались бесплатные концерты.

Настоящим памятником Корнею Ивановичу Чуковскому является чудесная библиотека, созданная им самим, в которую все лучшие детские писатели и поэты дарили свои книги с автографами и игрушки, его дом-музей и, конечно, «Чудо дерево». Все это сохранилось и живо благодаря усилиям его дочери Лидии Корнеевны, внучки Елены Цезаревны и наследников этого удивительного и неповторимого Корнея Ивановича Чуковского – «человека от природы здоровой и веселой души».