САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Басинский: «Горький гениально уловил незримую связь между "хозяевами" и "дном общества"»

В Нижнем Новгороде прошли 40-е юбилейные Горьковские чтения

В Нижнем Новгороде прошли 40-е юбилейные Горьковские чтения. / Валерио Патрукко
В Нижнем Новгороде прошли 40-е юбилейные Горьковские чтения. / Валерио Патрукко

Текст: Павел Басинский (писатель)/Российская газета - Федеральный выпуск № 71(8719)

История этой масштабной литературной конференции удивительна! Впервые Горьковские чтения состоялись в Нижнем Новгороде (тогда он назывался Горький) в 1943 году. В этой первой конференции, посвященной 75-летию Максима Горького, участвовали горьковеды из разных городов. Только-только закончилась Сталинградская битва, впереди была Курская дуга. А на родине Горького проходят научные чтения, где решаются вопросы будущего изучения жизни и творчества великого писателя. И можно сколько угодно говорить, что Горький еще при жизни стал главным писателем СССР, "основоположником социалистического реализма", но поразителен сам факт: на переломе войны, когда до победы еще далеко, состоялась филологическая конференция! Значит, в победе не сомневались.

С тех пор Горьковские чтения проходили один раз в два года. За это время городу Нижнему Новгороду вернули его историческое имя, что справедливо, потому что и сам Алексей Максимович присвоением своего литературного псевдонима родному городу был недоволен. Но имя Горького и сегодня остается одним из главных культурных знаков столицы Поволжья.

В этом году мы отмечаем еще один важный литературный юбилей. 120 лет назад, в декабре 1902 года, в Московском художественном театре с невероятным успехом прошла премьера драмы Горького "На дне". Роль Сатина исполнял сам Станиславский, роль Луки - великий Москвин. Роль Наташи играла будущая гражданская жена Горького Мария Андреева, а в роли Насти была супруга Чехова Ольга Книппер. Злые языки говорили, что это была продуманная стратегия Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко - женить самых востребованных в театрах драматургов на примах МХТ, чтобы им неповадно было "на сторону" ходить и отдавать свои пьесы в другие театры.

Так или иначе, но именно мхатовские постановки чеховской "Чайки" и горьковской "На дне" стали звездным часом для обоих писателей. Не только в России. Спектакль "Ночлежка" (одно из черновых названий "На дне") в берлинском театре Макса Рейнхардта выдержал несколько сотен аншлагов подряд. Да и сегодня самыми востребованными нашими драматургами за рубежом остаются Чехов и Горький.

В дни Горьковских чтений в Музее-квартире А.М. Горького открылась выставка "Время драмы", она рассказывает о том, как 120 лет назад создавалась пьеса "На дне". И это тоже отдельная история, о которой во время экскурсии по центру города рассказывал сопредседатель правления благотворительного Фонда "Земля нижегородская" и руководитель проекта развития территории "Рождественская сторона" Александр Сериков.

Сюжет и персонажи "На дне" выросли из нижегородских воспоминаний Горького. Особенностью его как писателя был интерес к двум противоположным социальным классам - купцам-миллионщикам и босякам. О крестьянстве он почти ничего не написал, а тема рабочего класса звучит только в одном его крупном произведении - повести "Мать". А вот миллионеры и босяки были его, если можно так выразиться, "фирменными" героями. "Хозяева жизни" и те, кто оказался "на дне" жизни. С одной стороны - Фома Гордеев и Васса Железнова, с другой - Челкаш и персонажи "На дне". Этот интерес Горького к "полярным" социальным сферам - самая интересная примета не только его творчества, но и мировоззрения. Так что никакой он не пролетарский писатель, а выразитель мыслей и чувств миллионеров и нищих.

Ночлежные дома в Нижнем Новгороде, как и в других городах, создавались в основном на средства богатых меценатов, которыми в Нижнем были купцы-старообрядцы вроде Н.А. Бугрова. Почему именно старообрядцы - тоже отдельная и тоже малоизученная тема. Почему из гонимых властью староверов выходили самые богатые и крепкие торговцы и промышленники России - Бугровы, Морозовы, Мамонтовы? Но факт тот, что они-то и проявляли заботу о "бывших людях", которые оказывались "на дне" жизни, попадая туда опять-таки из разных социальных слоев, в том числе из дворянства, из интеллигенции, из творческой среды, но в основном, конечно, из безработного люда.

В пьесе "На дне" мы и видим весь спектр выпавших из социальных орбит "бывших". У них и клички соответственно: Актер, Барон и даже Татарин. Все это стертые социальные "маски". Когда "маска" вдруг исчезает, начинает проявляться истинная сущность человека. В этом уже великий философский смысл пьесы.

Любопытно, что босяков именовали еще и "золотой ротой", а квартал в Нижнем Новгороде, где рядом с Кремлем располагались ночлежки, нижегородские жители называли Миллионкой. Почему "золотая рота" и Миллионка? Вероятно, в насмешку. Но Горький потому и был гениальным писателем, что смог уловить эту незримую связь между "хозяевами" и "бывшими".

Сегодня Александр Сериков разрабатывает очень интересный проект туристического маршрута по Миллионке, ведь там, в самом центре города, сохранилось несколько подлинных ночлежных домов, каждый из которых мог бы стать литературно-историческим пространством, связанным одновременно и с историей Нижнего Новгорода, и с пьесой "На дне".

В Нижегородском театре драмы показали "На дне" режиссера Валерия Саркисова. Я видел разные варианты постановок, но эта одна из лучших. Потрясающая игра актеров, глубокое понимание философского смысла пьесы и деликатное сочетание авангардного дизайна с изначальным звучанием великой пьесы.

rg.ru