САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Еврейский музей проведет конференцию, посвященную Фридриху Горенштейну

Все желающие смогут подключиться к ней по зуму

Фото: wikipedia.org
Фото: wikipedia.org

Текст: ГодЛитературы.РФ

27 и 28 апреля Еврейский музей и центр толерантности проведет международную онлайн-конференцию «Фридрих Горенштейн и традиция русской литературы XIX–ХХ веков» к 90-летию со дня рождения русского писателя, драматурга и сценариста.

Кинолюбители знают Фридриха Горенштейна (1932–2002) как сценариста фильмов Андрея Тарковского («Солярис»), Никиты Михалкова («Раба любви»), Андрея Кончаловского («Первый учитель») и других известных режиссеров. Но для читателей имя Горенштейна долгое время оставалось неизвестным: жесткая, трагическая проза писателя не публиковалась советскими издательствами. С его творчеством был знаком лишь узкий круг его друзей.

Единственный образец серьезной прозы Горенштейна, вышедший в свет в СССР до эмиграции писателя в 1980 году, — рассказ «Дом с башенкой» (1964). Другие произведения мастера публиковались много позже, за рубежом и в России начала 1990-х годов. Однако это не принесло писателю известности на родине. За последнее десятилетие в России вышло более полутора десятков книг Фридриха Горенштейна (как напечатанных впервые, так и переизданных) и поставлено несколько спектаклей.

«Пьесы Горенштейна мне в свое время часто “подсовывал” Пётр Наумович Фоменко — то “Волемира”, то “Бердичева”, но я тогда понятия не имел, как это делать, — делится режиссер Евгений Каменькович. — Так бывает, что пьеса лежит и ждет своего часа, так вышло и с “Волемиром”, за которого я взялся в 2015 году. Прочитал и понял, что нужно обязательно делать спектакль, что я знаю, как ставить. Но при этом с “маленьким человеком” Горенштейна мы не можем разобраться до сих пор — это какая-то задача из высшей математики. У него такие фантастические драматургические, сценические пертурбации, его нельзя назвать ни плохим, ни хорошим — он настолько разный и непредсказуемый, и очень сложный, и очень колючий. Это спектакль-загадка…»

Творчество мастера активно популяризируют писатели Мина Полянская (ФРГ), автор книги «Я — писатель незаконный. Записки и размышления о судьбе и творчестве Фридриха Горенштейна», и Дмитрий Быков; автор книги «Открытие Горенштейна» Григорий Никифорович (США, Сент-Луис); берлинский журналист и кинодокументалист Юрий Векслер, инициатор практически всех посмертных изданий книг Горенштейна в семи издательствах России и автор фильма «Место Горенштейна» и книги «Пазл Горенштейна». Аудитория читателей Горенштейна в России медленно, но верно растет, его уже публично называют классиком и культовым писателем. И все же Фридрих Горенштейн по-прежнему остается для многих и многих потенциальных его читателей «писателем-невидимкой». Независимо друг от друга о нем давно пишут ученые разных стран, и задача этой конференции в том, чтобы создать площадку, на которой исследователи смогут обменяться мнениями и установить связи между собой, а заинтересованная аудитория — получить новые импульсы для того, чтобы открыть для себя творчество Фридриха Горенштейна.

Расписание конференции

27 апреля

Секция I. Время и место

  • Модератор — Наталья Иванова, доктор филологических наук, литературный критик
  • Юрий Векслер, журналист и кинодокументалист
  • Фридрих Горенштейн: наследие, память, архивы
  • Жужа Хетени, литературовед, эссеист, переводчик, профессор кафедры русской литературы Института славистики и балтистики Будапештского университета
  • К топографии прозы Фридриха Горенштейна

Секция II. Смыслы и концепции прозы

  • Модератор — Юрий Векслер, журналист и кинодокументалист
  • Магдалена Шморонг-Нерць, доктор гуманитарных наук в области литературоведения, научный сотрудник гуманитарного факультета Щецинского университета
  • О роли антисемитизма в формировании идентичности советского еврея в произведениях Фридриха Горенштейна

  • Татьяна Рыбальченко, доцент Томского государственного университета
  • Связь этического, антропологического и онтологического хаоса в повести Фридриха Горенштейна «Искупление»
  • Круглый стол, Q&A.

28 апреля

Секция III. Поэтика

  • Модератор — Наталья Иванова, доктор филологических наук, литературный критик
  • Ирина Щербакова, российский историк современности, автор и один из основателей «Мемориала»
  • Автор и герой в романе Горенштейна «Место»

  • Елизавета Ядрицева, студентка Санкт-Петербургского государственного университета факультета Востоковедения и африканистики
  • Принцип антитезы как главный художественный прием в произведениях религиозно-философской проблематики Фридриха Горенштейна (по роману «Искупление» и повести «Последнее лето на Волге»)

Секция IV. Диалоги

  • Модератор — Юрий Векслер, журналист и кинодокументалист
  • Вячеслав Суханов, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой истории русской литературы XX века Томского государственного университета
  • Русские классики в художественном мире Фридриха Горенштейна

  • Алена Пантюхина, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы ХХ века филологического факультета Томского государственного университета
  • Фридрих Горенштейн и Андрей Тарковский: опыт диалога

  • Елена Завьялова, доктор филологических наук, профессор кафедры литературы Астраханского государственного университета
  • Как быть оптимистом в аду. Советы Фридриха Горенштейна
  • Круглый стол, Q&A.

Конференция пройдет в онлайн-формате на платформе Zoom. Для участия необходима предварительная регистрация.