Текст: Дмитрий Сосновский
Мы вообще живём в век расцвета телефэнтези – после оглушительного успеха адаптации романов Джорджа Мартина стриминговые сервисы кинулись клепать жанровые проекты один за другим. Похоже, решили взять количеством – потому что качество этой продукции за редким исключением не слишком радует. В этой рубрике мы будем рассказывать о современных экранизациях фэнтези. И начнём с одной из самых громких – с «Ведьмака» от Netflix.
Если вышедший в 2019-м первый сезон саги о Геральте и Цири вызвал неоднозначную реакцию, включавшую выборочную, сдержанную – но всё-таки похвалу, то стоны разочарования вторым сезоном, который Лорен Хиссрих со товарищи вывалили на многострадальные головы фанатов в конце минувшего года, слышны гораздо отчётливее.
Самое забавное, что затравщики амбициозного и сверхраскрученного заранее сериала, выслушав миллион претензий к первому сезону, пообещали всё учесть и исправить. И умудрились сделать хуже. Из положительных изменений можно отметить разве что замену аляповатой нильфгаардской брони, поднятой на смех после первых серий. Всё остальное: вопиющий мискаст, не самые выдающиеся спецэффекты, ненужная отсебятина и сбивчивость изложения – осталось на месте, а кое-где и усугубилось.
Нет, разумеется, убрать чернокожих эльфов, некрасивых чародеек и дурноголосого хипстера Лютика (который в тот раз хотя бы отметился мемогеничной «Разменной монетой» – теперь же его дурацкие песни забываются, не успев отзвучать) никто и не обещал – тут нужно только вздохнуть и смириться. Так же глупо было ждать, что атмосфера серой глобализаторской уравниловки уступит место аутентичному духу книг Сапковского и культовой игровой линейки по их мотивам: от него тут остались лишь бесовские рожки да курьи ножки.
Но хотя бы сделать повествование более удобоваримым и близким к тексту, казалось, могло быть творческой команде по силам. Как выяснилось, казалось напрасно – за сляпанным кое-как из обрывков разных сюжетных линий оригинала сюжетом следить всё так же утомительно.
Только теперь – ещё и скучно, потому что нормального экшна во второй сезон завезти забыли, и даже брутальных разборок ведьмака с монстрами и недругами образца 2019 года здесь явно недостаёт – хоть сколь-нибудь захватывающие сражения тут можно пересчитать на пальцах одной руки.
Зато пресных и наполненных нелепейшим пафосом диалогов – хоть отбавляй. «Ведьмак» уверенно дрейфует в сторону феминистской мыльной оперы в причудливом сеттинге. Собственно, феминистских мотивов хватало и у Сапковского, только вот здесь они выкручены на максимум даже в тех местах, куда его впихнуть было трудно.
Вообще к третьему сезону – а он, несмотря ни на что, конечно, последует – «Ведьмака» впору переименовывать в «Ведьмачку», ведь роль приёмной дочери Геральта Цири, раз за разом с кряхтением героически преодолевающей мужицкие предрассудки, непропорционально увеличивается от серии к серии, а вместе с нею неоправданно много экранного времени получают и прочие представительницы прекрасного пола, которым зачастую и заняться-то толком нечем.
С тем же изяществом пьяного коновала ребята из Netflix обыгрывают и социально-политическую сатиру, которой были полны романы Сапковского, сводя её до состояния примитивной и агрессивной антирасистской агитки.
Словом, оправданий бездарно потраченному на новые эпизоды «Ведьмака» времени найти поистине трудно – одним саркастичным хмыканьем Генри Кавилла, к которому, впрочем, тут возникает на удивление мало вопросов, и неожиданной скромной пасхалочкой из серии игр сыт не будешь. А судя по наполеоновским – и уже начавшим реализовываться – планам стриминга расширять франшизу во все стороны, дальше всё будет ещё печальнее.