САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Питер», стоящий на трех китах

Анна Титова, исполнительный директор издательства «Питер» - о том, как за тридцать лет от прикладных компьютерных брошюр перейти к остросоциальным графическим романам

Интервью с исполнительным директором издательства «Питер» Анной Титовой / со страницы Анны Титовой 'Вконтакте'.
Интервью с исполнительным директором издательства «Питер» Анной Титовой / со страницы Анны Титовой 'Вконтакте'.

Интервью: Михаил Визель

Издательство «Питер» - один из «отцов-основателей» российского книжного рынка. За тридцать лет оно не лопнуло, не выросло в гиганта-монополиста и не сжалось в арт-проект, а продолжает устойчиво занимать свою нишу прикладной и развивающей литературы. Но за последние несколько лет «питерцы» решительно двинулись к новым берегам – в том числе таким пока что малоизведанным, как авторский графический роман.
Как и зачем это произошло – рассказывает исполнительный директор издательства Анна Титова.

«Питер» возник в ноябре 1991 года. Формально – еще в СССР. И значит, не формально, а фактически принадлежит к «первой волне» независимых российских издательств. Как это получилось?

Анна Титова: У издательства три основателя: Валерий Степанов, Вадим Усманов и Елена Никольская. Вообще изначально их бизнес был совсем дpугой: они занимались компьютерами ZX Spectrum, oбopyдoвaли ими школьные классы. В какой-то момент им надоело рассказывать учителям, как этим пользоваться, и они решили издать брошюру – «Руководство по ZX Spectrum для программистов и пользователей». Я помню, как она выглядела – мягкий переплет, черная обложка…

И тираж – миллиона два?

Анна Титова: Нет, тридцать тысяч первый тираж. По тем временам – очень скромный. А потом произошло вот что: под склад сняли подвал в техникуме, где как раз ставили компьютеры. Ночью случился пожар, все компьютеры сгорели, а брошюры остались. Так началось издательство «Питер».

Таким образом становится понятно, почему начали с компьютерной литературы. А как и почему занялись другой тематикой?

Анна Титова: Как всегда – по мере расширения оборотов решили расширить ассортимент. Сначала – в сторону бизнес-литературы. Это тоже было понятно: молодая страна, все кинулись в бизнес, нужно было как-то поддерживать. Тогда мы издавали много хороших базовых книг, все переводные. Микроэкономика, макроэкономика, учебники… Нас, в принципе, и знают как издателей учебников для вузов. Потом началась психология. Но и компьютерная тематика, естественно, продолжается. Причем если в 90-е годы мы делали много популярных самоучителей, был настоящий бум, помните, был такой популярный автор Александр Левин…

Еще бы! «Самоучитель работы на компьютере». Он еще и поэт, бард…

Анна Титова: Вот-вот. В какой-то момент направление самоучителей схлопнулось, но мы продолжаем издавать компьютерную литературу для профессионалов.

А в какой момент схлопнулось?

Анна Титова: В конце нулевых. Это не было связано ни с какими кризисами, просто естественный цикл. Вообще за тридцать лет мы, работая в разных сегментах, поняли, что интерес к тому или иному направлению идет как бы волнами. Например, одно время было популярно рукоделие. И вдруг – раз! – спрос ушел.

Наверно, стали просто выкройки из Сети распечатывать?

Анна Титова: А потом снова вернулся! Так что мы всякий раз сидим интуичим, что надо сжать, что разжать. Вот сейчас психология хорошо продается.

А когда вы начали делать детские книги?

Анна Титова: Лет десять назад, поддавшись, так сказать, общей панике.

Панике?!

Анна Титова: Все начали делать детские книги. И мы тоже решили, что нам надо. Начали с нашего петербургского художника Павла Линицкого. Он сделал книжку «Как нарисовать любую зверюшку за 30 секунд». Это очень простая книжечка, но детям очень нравилось, и с этой недорогой 48-страничной брошюрки началась наша детская литература. А вторым нашим «вечным хитом» стала недорогая книжечка «Почему трава зеленая», тоже русского автора, Татьяны Яценко, первая в целой серии книжечек про «детские вопросы». А потом уже поехали во Франкфурт, выбрали несколько интересных на наш взгляд – про космос, про поезда, про корабли. Это были «разъезжающиеся» книги-гармошки, причем копродукция с английским издательством Quarto.

Bы прошли вместе с новорождённым российским книжным рынком все его перипетии: обрушение в начале 90-х системы книгораспространения, выстраивание ее заново. В чем ваш секрет устойчивости?

Анна Титова: В 90-х годах мы строили свою филиальную сеть. У нас была стратегия – «нашу книжку – в каждый книжный магазин!». Первый филиал мы открыли в Харькове – так вышло по семейным причинам. Потом в Киеве, в Москве, и потом мы пошли: Воронеж, Нижний Новгород. Это были не фирменные магазины, а именно филиалы, сбытовые подразделения, в которых сидели менеджеры по продажам. Но, к сожалению, в нынешней ситуации такие дистрибуторы уже не нужны. Рынок очень сильно укрупнился, маленькие магазины в регионах, я извиняюсь за слово, загнулись…

Их вытеснили маркетплейсы?

Анна Титова: Их вытеснил сначала «Читай-Город». Показательный пример – Петрозаводск. Не очень большой город, но все-таки столица Карелии. Там были две небольшие «сеточки». Туда пришёл «Буквоед» – и постепенно всех вытеснил. Интересный регион – Казань. Там два региональных оператора, у обоих под двадцать магазинов. И когда туда пришел «Читай-Город», они, разумеется, почувствовали конкуренцию, но живут и здравствуют до сих пор. Хотя, конечно, ковид еще больше подкосил книжную розницу. Последний региональный филиал мы закрыли в 2021 году в Екатеринбурге. И бумажные книги действительно ушли в интернет – на те самые маркетплейсы: Ozon, Wildberries, Labirint. Понятно, мы со всеми работаем… и это бесконечная ценовая война.

А как вы работаете с такими новомодными форматами, как электронная книга, аудиокнига?

Анна Титова: Хорошо работаем. Радостно работаем. У нас всё это есть, продаем с собственного сайта. Хотя понятно, что главный агрегатop здесь – Litres. У него выручка от продаж наших книг в разы больше. У меня сейчас очень интересный проект, мы уже зарегистрировали торговую марку и создали фирму. Я хочу сделать свой агрегатор. Он будет сильно отличаться технически от того, что на сегодняшний день существует – Alpina.Digital, «Электронная библиотека МИФ», потому что он будет поддерживать сложные книги, которых не любит fb2 – с формулами, таблицами и т.д. Плюс – видеоконтент. Я надеюсь, до конца года мы его запустим. Чтобы было и B2B, и B2C – то есть и для бизнес-партнеров, и для конечных потребителей.

Вы можете прикинуть, какова сейчас доля в портфеле «Питера» бизнес-литературы, компьютерной и детской? И, может быть, какой-то еще?

Анна Титова: Мы сами говорим, что у нас есть три кита. Первый – компьютерная литература. Примерно 30%. Раньше это были самоучители, огромные тиражи. Того же Левина мы продавали по сто тысяч в год. Сейчас мы перешли на профессиональную литературу – айтишников у нас много и с каждым годом становится всё больше. Литература востребована, без стеснения могу сказать, что все айтишники нашей страны знают издательство «Питер». Но это высокая цена, маленький тираж. Зачастую первый тираж – тысяча экземпляров. Всё переводное. К сожалению. При том что часто оказывается, что автор – какой-нибудь, условно говоря, Александр Белов. Но он давно живет там и работает на издательство O'Reilly или Pirson.

Второй кит – психология. Тоже примерно 30%. Нашей серии «Мастера психологии» уже 25 лет, мы скрупулезно собираем туда самых ярких авторов, русских и зарубежных. Но чтобы их читать, нужна подготовка. Популярной психологией тоже занимаемся. В 2019 году запустили оригинальный проект – «экопокеты». Мы переформатировали туда всю нашу популярную психологию, и я по выставкам вижу, что он очень хорошо заходит молодым людям. Сейчас в ней уже больше ста наименований. Бумага вторичной переработки, крафтовая обложка, сшитый корешок, очень удобно читать в метро. Мы сотрудничаем по ней с Wild World Foundation – отчисляем по два рубля с каждой книги в фонд «Сохраним леса России вместе!».

И третий кит – детская литература. Примерно 20%. И примыкающий к ней Young Adult, но он пока совсем маленький. Мы занялись ею, чтобы расширить ассортимент. Раньше мы ездили за детскими книгами в Болонью, во Франкфурт, сейчас все больше ищем оригинальные. Но переводных достаточно, в основном почему-то немецких. Так, у нас есть очень удачная серия про Петронеллу, добрую ведьму с яблоневого дерева, от немецкого издательства Boje. Уже восемь-девять книг. Она хорошо детям зашла, хотя не могу сказать, что мы вложили безумные деньги в продвижение.

Новейшее продолжение вашего детского направления – графические романы. И здесь вы дебютировали с трудным, во всех смыслах, ничуть не развлекательным проектом – «Война vs Детство» Кристины Кретовой. Причем подписан в печать он был в самом конце 2020 года, когда, казалось, повестка была еще другая – пандемийная. Расскажите о нем подробнее.

Анна Титова: Это длинная история. На три года. Кретова из Петербурга - наш постоянный автор. Вдохновившись антивоенным марафоном наших друзей - радио «Город Кудрово», они вместе с Юлией Брыковой решили сделать книгу о военных конфликтах после Второй мировой войны, о которых как бы никто и не знает. Идея была в том, чтобы показать конфликт с двух сторон, причем глазами детей, оказавшихся в него вовлеченными. И основная мысль, что война – это всегда плохо. Каждую главу оформлял отдельный художник, поэтому она выглядит разнородно, но так и было задумано. Проект шел непросто. Кристина мне говорила, что ей очень тяжело было общаться с этими детьми, расспрашивать их для книги. Мы понимали, что это не сильно коммерческий проект, но с удовольствием приняли в нем участие. Хотя все рыдали, пока делали эту книгу. И художники тоже. Но сейчас допечатываем второй тираж, она попала в разные списки премий и т.д.

Но не социалкой единой. На фестивале «Красная площадь» месяц назад вы представили графический роман «Этернавт» сценариста Эктора Оэстерхельда и художника Альберто Бреччиа, который считается одной из главных латиноамериканских книг ХХ века. Как вы пришли к «большим» комиксам?

Анна Титова: Это целиком идея руководителя направления детской и молодежной литературы Анастасии Касаткиной. Но я хорошо помню, что еще десять лет назад закупщики «Буквоеда» говорили, что графические романы – это восходящий тренд. Но мы достаточно консервативны…

Еще бы, с тридцатилетней историей!

Анна Титова: …и только сейчас решили попробовать. Набрали очень молодую молодежную редакцию – самой Насте 29, остальные девчонки, восемь человек, еще моложе – самая молодая, которая занимается продвижением, вообще 2000 года рождения. И это, мне кажется, очень здорово – у них горят глаза, они всё хотят, им всё очень интересно, и они понимают, что нужно молодежи. Так что это их идея.

Что дальше?

Анна Титова: Развивать Young Adults, графические романы. Есть молодое петербургское издательство, специализирующееся на оригинальных графических романах, Molot Hardcorp, сейчас мы пойдем с ними в коллаборацию. Но при этом, конечно, совершенно не собираемся оставлять наших китов.